Совковые игры
Посмотрели первые две серии самого разрекламированного сериала последних месяцев – «Игры» Евгения Стычкина о подготовке к московской Олимпиаде-80.
Первые впечатления от сериала – разочарование еще большее, чем можно было ожидать от невыразительного тизера и анонса.
Если хотелось снять что-то спортивно-героическое, чтобы отвлечь наших граждан, впервые за 40 лет отлученных не только от участия, но даже от просмотра Олимпиады, то явно не получилось.
Как мы уже писали, как бы ни тужились нынешние кино- и просто идеологи с эффективной пропагандой, в отличие от СССР, как-то не клеится. Во всяком случае, в области культуры – все банально и блёкло.
Что касается спорта (Олимпиада, прежде всего, спортивный праздник), то его в сериале практически нет – во всяком случае, пока. И вставные сюжеты о потенциальных олимпийских чемпионах – штангисте и гимнастке – выглядят как неудачные рабочие материалы, которые почему-то забыли убрать при монтаже. К основной сюжетной линии о внутренних интригах вокруг Олимпийских игр, которые одни представители партсовноменклатуры хотят проводить, другие — нет, спорт никакого отношения не имеет.
Столь же неубедительно выглядит все, что касается афганской линии: авторы сериала, видимо, подводя к бойкоту Олимпиады западными странами, хотели показать, почему и как было принято решение об отправке советских войск в Афганистан.
Крайне не удачными кажутся герои – какой-то набор клишированных персонажей, которые кочуют, как реквизит, из одного ретро-проекта про СССР в другой: неправильный мажор – правильная мажорка, консервативный номенклатурщик – прогрессивный, циничный комсомольский работник и вроде как симпатизирующий Советам левый западный журналист. Совершенно карикатурный Брежнев (Юрий Стоянов) – каждое его появление как вставной юмористический номер. Ну а главные герои – абсолютно ходульные, а оттого неправдоподобные. Если бы Игорь Зорин (Григорий Верник), отец которого не дипломат и не партработник, а просто, как в советском анекдоте, завбазой, и в самом деле попал в МГИМО и проучился бы там 5 лет, то не мажорил бы по-глупому. А старался бы зацепиться в том кругу, куда при всех деньгах его папаши, у него не было шансов попасть в очень стратифицированном позднебрежневском обществе. Ирина Светлова (Мария Карпова)– дочка без пяти минут генерала, не вела бы себя как «синий чулок» и не была одета по моде примерно 10-летней давности.
Прикид главной героини – отдельное разочарование, учитывая рассказы создателей фильма о том, как тщательно они изучали эпоху, антураж, моду того времени. Правда? Но мода 1979 -1980 не то, что в Vogue, но даже в доступных тогда в СССР польских, чешских да и советских журналах, была совершенно иной. И в других сериалах о той же эпохе (например, в «Гостинице «Россия») она передана очень точно, более того, в соответствии с социальным положением героев и их возрастом.
Отдельно о возрасте. Авторы, судя по всему, предполагают некую любовную линию – куда без этого в сериале? Если это будет роман между главными героями (серии будут выдавать по 1 в неделю, так что узнаем это не сразу), то нужно было подбирать более близких по возрасту актеров. Изменить очевидную разницу в возрасте просто переодеванием героини в модные тряпки не получится.
Перечислять ляпы уже первых двух серий можно и дальше. Но главное ощущение, что, несмотря на все попытки стилизации, в том числе, построение кадра, «советскую пленку», ты смотришь кино о подготовке не брежневской Олимпиады-1980, а путинской 2014 года.
Можно объяснить это тем, что в стране на самом деле ничего не изменилось. Наверно. Но, глядя эти «Игры», хочется сказать одно: показанный там «совок» не вызывает ни малейшей ностальгии, ровно так же, как при более яркой картинке, не вызывает ни малейшего умиления «совок» нынешний.
Может, это и была истинная цель Стычкина: снять вовсе не спортивно-патриотический сериал, а вопреки расхожим стенаниям о прекрасной жизни в СССР, показать, насколько она была похожа на нынешнюю и насколько она была непривлекательна?