на чем растем
Краткосрочные продажи сырой нефти и сжиженного природного газа в Китай на этой неделе практически прекратились, так как коронавирус замедляет экономическую активность и сокращает спрос, а покупатели обдумывают судебные иски, чтобы избежать необходимости соблюдать соглашения о покупке, сообщили источники в торговле.
Как правило, торговля возобновилась бы после лунного новогоднего праздника в конце января, но Китай продлил перерыв на февраль, чтобы попытаться сдержать быстро распространяющийся коронавирус, унесший почти 500 жизней.
В результате были нарушены производственно-сбытовые цепочки, отменены или задержаны поставки, а запасы накапливались, особенно в связи с тем, что мягкая погода уже замедлила спрос на отопительное топливо.
По словам трех трейдеров, спотовая торговля нефтью в Шаньдун, где проживают независимые переработчики, на долю которых приходится пятая часть импорта Китая, приостановлена на условиях анонимности.
«Нам удалось продать некоторые грузы даже к апрельскому прибытию (до китайского Нового года), но на этой неделе все остановилось», — сказал сингапурский трейдер.
Продавцы неохотно предлагали грузы для продажи из-за опасений, что покупатель может объявить форс-мажор на предыдущих сделках, заявили трейдеры.
Компании вызывают форс-мажорные обстоятельства, когда они не могут выполнить свои договорные обязательства по независящим от них обстоятельствам.
На рынке сжиженного природного газа (СПГ) некоторые китайские покупатели заявили, что рассматривают возможность применения форс-мажорных обстоятельств в отношении импорта, хотя некоторые производители заявили, что они не получали таких уведомлений.
Один из поставщиков СПГ для Китайской национальной оффшорной нефтяной корпорации (CNOOC) сообщил Reuters, что его фирма получила потенциальное уведомление о форс-мажорных обстоятельствах на прошлой неделе.
Источник также сообщил, что его юридический отдел обнаружил, что для юридической силы уведомления потребуется поддержка сторонних официальных документов от местных органов власти, в которых говорится о полной остановке в приемных терминалах.
CNOOC не сразу ответил на запрос о комментарии.
Источники в Sinopec и PetroChina сообщили агентству Рейтер, что они не выпустили уведомление о форс-мажорных обстоятельствах.
«Мы слышали подобные опасения на рынке о форс-мажорных обстоятельствах в Азии. Но на сегодняшний день у нас не было никаких заявлений о форс-мажорных обстоятельствах», — заявил во вторник глава ConocoPhillips по Азиатско-Тихоокеанскому и Ближнему Востоку.
Поставки из проекта СПГ на Северо-Западном шельфе, крупнейшего в Австралии, идут по плану, сказала представитель Woodside Petroleum, оператора СПГ на Северо-Западном шельфе.
Форс-мажор?
На прошлой неделе китайское агентство по содействию международной торговле заявило, что оно предложит сертификаты форс-мажора компаниям, которые пытаются справиться с воздействием коронавируса.
Источники сообщили, что объем или влияние этого на контракты, которые обычно регулируются английским законодательством, остается неясным.
Условия форс-мажорных обстоятельств сформулированы по-разному в различных контрактах. Они могут включать положения об эпидемиях и «актах правительства или национальных законах», говорится в краткой заметке Reuters, в которой юридическая фирма Blackstone & Gold сообщила, что у пострадавшей стороны есть обязанности.
«Сторона, пострадавшая в результате форс-мажорных обстоятельств, должна предпринять разумные шаги для смягчения своей позиции, такие как поиск альтернативных поставщиков», — говорится в записке.
Продавец сырой нефти заявил, что форс-мажорные сертификаты предназначены для защиты китайских экспортеров, а не импортеров.
«Необходимо доказать, что из-за вируса логистика груза была задержана или отменена», — сказал он, добавив, что импортерам товаров может быть труднее доказать.
По словам трейдеров, китайские фирмы могут не решаться объявить форс-мажорные обстоятельства из-за боязни испортить отношения с продавцами в будущем, что означает, что покупатели на данный момент предпочли бы попытаться перенаправить или перепродать грузы.
По крайней мере, один танкер, направляющийся в Китай, был перенаправлен, в то время как один из крупнейших поставщиков СПГ в Китай заявил, что покупатели в Китае ссылаются на «верхнюю часть бака» или заполненные запасы в качестве причины отложить импорт своих грузов.