Кликбейт, на который неопытные инвесторы ведутся каждый год: крах авторынка
Каждый год — одни и те же заголовки: «эксперты предсказали падение рынка», «российскому рынку предстоит падение», «автодилеры не ждут роста продаж».
Такие заголовки формируют инфошум, который у неопытного инвестора вызывает ощущение системного краха сектора. Однако анализ официальной финансовой отчётности показывает, что основные проблемы отрасли — не в спросе и не в структуре рынка, а в стоимости заёмного капитала.
Действительно ли это так?
С 2022 по 2024 год выручка в отрасли торговли автомобилями (ОКВЭД 45.1) выросла почти на 90% — с 1.46 до 2.78 трлн рублей. Это говорит о восстановлении объёмов продаж и стабильном обороте, несмотря на макроэкономическую нестабильность.
Однако за тот же период чистая прибыль упала почти в 5 раз — с 54 до 10 млрд рублей.
Причина — не в падении спроса и не в снижении маржинальности, а в резком росте процентных расходов на фоне высокой ключевой ставки ЦБ.

При этом чистая прибыль сокращается, а долговая нагрузка увеличивается. Это свидетельствует не о деградации спроса, а о повышенной чувствительности отрасли к ключевой ставке Банка России. В 2020 году расходы на обслуживание долга составляли ~30% от чистой прибыли. В 2024 году — в 6 раз больше, чем сама прибыль.
Авто-репост. Читать в блоге
>>>