Кадровый голод?
Что это такое?
Рынок труда меняется не только за счет экономических или политических ситуаций, но и из-за прихода нового поколения. Еще вчерашние школьники и студенты пришли в офисы и начали менять пространство вокруг. Про них уже создают мемы: они часто увольняются, выгорают и не хотят работать. НГС поговорил с новосибирскими HR-специалистами, чтобы узнать, чем выделяются молодые работники, как они меняют рынок и что делать старшему поколению.
ngs.ru/text/job/2024/11/04/74283149/?ysclid=m34dmed6yd308870540
Зумеры, или поколение Z, это те, кто родился после 2000 года. Как рассказывает Анастасия Ларионова, руководитель отдела по подбору персонала агентства Business Staff, сейчас это поколение активно выходит на рынок труда, и оно сильно отличается от сотрудников других возрастов. Также как в свое время поколение Y, или миллениалы, отличались от поколения Х.
— Например, поколение Х, выросшее в условиях тяжелых перемен и разногласий, характеризуется высокой адаптивностью и самостоятельностью, им важен доход и благополучие семьи. Поколение Y больше нацелены на саморазвитие и получение материальных благ, — объясняет разницу Анастасия Ларионова.
Как отмечает эксперт, зумеры в этом плане более позитивные и амбициозные, для них важна новизна во всём: в задачах, эмоциях и целях. При этом они ранимые и восприимчивые. Новое поколение практически не привязано к материальному миру, у них не шаблонное мышление и нет надуманных ограничений. Зумеры отличаются еще и тем, что могут с высокой скоростью переключаться между задачами и даже сферами деятельности.
— Не менее важной причиной является подход к воспитанию и отношению к детям, в разрезе поколений. Родители поколения Х — это люди, рожденные в послевоенное время, когда нужно было усердно работать. Было ли у них достаточно времени, чтобы заниматься детьми, думать об их образовании, желаниях? «Иксов» учили работать на благо Родины, поступаясь, порой, собственными интересами, — рассуждает Анастасия Ларионова.
В перестройку всё поменялось, и поколение Х родили своих детей и постарались дать им всё самое лучшее. В итоге появились немного избалованные миллениалы.
Зумеры же начали рождаться в эпоху детоцентризма. Но не только воспитание повлияло на новое поколение. Это первое поколение, которое выросло в эпоху переизбытка смартфонов, интернета и соцсетей.
— Не имея «дворового детства», в ходе которого учились бы командной работе и разрешению конфликтов, они более сконцентрированы на себе. Они росли в условиях значимости своей личности, поэтому ценят себя, свой труд, свой талант и личное время больше, чем представители предыдущих поколений. Они способны много и эффективно работать, но главное — создать им условия, — объясняет руководитель из Business Staff.
Молодое поколение росло в условиях малой конкуренции. Это период демографического спада, а значит, и конкурировать с детства зумеры не привыкли. И такими они пришли на рынок труда.
Сейчас рынок труда в целом быстро меняется. На него многое влияет: дефицит рабочих, новые технологии, развитие ИИ. И компаниям приходится быть гибкими, чтобы сохранять штат и искать сотрудников. По оценкам Анастасии Ларионовой из Business Staff, рынок труда придет в более стабильное состояние через 5-10 лет, а пока все условия диктуют «соискатели». Зумеры будут целевым кадровым потенциалом на ближайшие 15–30 лет.
— Зумеры стали выходить на рынок в условиях кадрового голода, в иное время, их поведение могло бы быть другим, но не кардинально
Если нас учили, что всегда есть выход, их учили, что всегда есть выбор. И они выбрали делать только то, что им нравится, — считает Анастасия Ларионова.
И это тоже сделало их особенными. Как считает рекрутер кадрового агентства «Бизнес Практика» Анастасия Харламова, зумеры намного требовательнее к работодателю.
— Они легко ориентируются в информационном пространстве, поэтому могут на постоянной основе мониторить где, что и у кого больше, выгоднее и приятнее. Главная ценность для них — это уважение к своей личности. Они могут закрыть глаза на зарплату ниже, но точно не останутся там, где их унижают и оскорбляют — в таком случае даже высокая зарплата их не удержит, — считает эксперт.
При этом зумеры не боятся увольняться. Из-за доступа в интернет, они всегда видят возможности, знают, где и в каком количестве специалисты востребованы и что им могут предложить.
К сегодняшнему дню шутка про то, что зумеры постоянно увольняются, стала мемом. Анастасия Ларионова из Business Staff призналась, что часто сталкивается с тем, когда соискатели, которым по 21-22 года, уже сменили по 8-12 мест работы. И в среднем они работали по 4 месяца.
— Хотя, стоит отметить, что современное поколение может встать и уйти одним днем. Так происходит по разным причинам: потерял интерес, дали скрипучее кресло, не ценят, нашел зарплату на 10 тысяч больше и прочее. Для зумеров не типично прийти к начальнику, спросить, что он может сделать, чтобы увеличить уровень дохода в компании (как для игреков), он просто не понимает, зачем так делать, если есть выбор, — отмечает Анастасия Ларионова.
— Мы видим повсеместно обилие рекламы образовательных курсов с ограниченной областью знаний и узким профилем деятельности. В этом есть проблема квалифицированных кадров, так как много специалистов, которые выполняют очень маленькую часть глобального процесса, но у них нет системного, комплексного представления о той отрасли, в которой они трудятся, — раскрывает глобальную проблему рекрутер.
— Зумерам очень важно, чтобы у них не было много контроля на работе. Они уже от этого устали. Они любят свободный график, либо удаленку, либо гибрид, чтобы возможность была приходить не к 9, а к 10. Но на самом деле, если выстроить для них подходящие условия, они будут очень продуктивны и производительны, — добавила Алла Литвинова.
🟢 Зумеры редко выкладывают резюме, считает Алла Литвинова. Они часто ищут работу через соцсети. При этом они привыкли смотреть отзывы на компанию на разных сайтах. Также зумеры обращают внимание на соцсети и сайты организаций. Если их нет или они устаревшие, то для зумеров это очень тревожный звоночек.
— Зумеры не подстроятся под работодателя сейчас. Тем более на рынке большого кадрового голода, когда нет вообще дефицита с работой. Зумеры будут просто искать ту работу, где им больше будет нравиться. И они пойдут туда, где работодатель под них подстроился. Вот и всё. То есть подстраиваться под зумеров — это сейчас такая стратегия, чтобы заполучить себе больше людей в команду, — заверила Анастасия Ларионова.
Алла Литвинова тоже замечает, что на рынке есть конфликт поколений. Но по ее мнению, нужно быть умным работодателем и грамотным стратегом, а еще быть готовым к переменам.
🔴Все эксперты сошлись во мнении, что зумеры поменяют рынок труда надолго.