“У Яндекса особенная стать —
В компанию можно только верить.”
Я не думаю, что отчет мог удивить тех кто следит за компанией. Все отмеченные негативные изменения были очевидны и ранее, как то замедление роста выручки и операционной прибыли, поисковой бизнес не может расширяться вечно и расти теми темпами которыми он рос, все таки база меняется. Все это было озвучено менеджментом компании и не являлось секретом.
Компания дошла до той стадии, когда она либо должна быть переоценена рынком, либо найти иные источники роста. И как мне кажеться доказательств второму куда больше. Однако именно потому, что мы говорим о достаточно длинном горизонте, все рассуждения скорее уходят в плоскость собственной веры в компанию.
Поскольку Яндекс является компанией роста, вот те ключевые показатели на которые я буду обращать внимание в первую очередь.
Доля рекламного бизнеса в общей выручке компании.
1Q2019 72%
2Q2020 64%
Уже очевидно, что яндекс это не только и не столько поисковый сервис, хотя он и приносит существенную часть чистого дохода. А значит стоит внимательнее смотреть за другими бизнесами компании именно там заложен источник продолжения роста.
Сегмен Такси(куда входит также футтех) показывает близкий к 50% рост и при сохранении такой тенденции уже в следующем году будет давай половину рекламной выручки. Однако это совсем не повод для безудержной радости EBITDA margin:
Search and Portal — 48.7%
Ride-hailing & FoodTech — 7.6%
То есть это совершенно разные бизнесы и по маржинальности второй скорее похож на классический бизнес с низкой маржинальностью, чем на IT.
Сегмент — Auto.ru, Yandex.Realty and Yandex.Jobs
1Q2019 — 1,106 мл.руб.
2Q2020 — 1,488 мл.руб.
Рост 35%
Скорее приятное дополнение, которое в ближайшие года начнет давать прибыль перестав уменьшать операционный доход, что тоже хорошо, сложно верить в то что тут возможен серьезный прорыв однако 35% роста хороший результат.
Сегмент Медиа
1Q2019 — 734 мл.руб.
2Q2020 — 1,433 мл.руб.
Рост 95%
Взрывной рост, однако бизнес серьезно убыточный хотя и отчетливо видно уменьшение этой убыточности, чего не было заметно в году 2019ом. Я убежден, что этот сегмент может быть новым драйвером, однако приходится учитывать то в какой стране мы живем, а именно степень бедности ее населения. Я не могу пока понять готовы ли люди в РФ платить за контент и платить много.
Сегмент Yandex.Drive, Zen, Geolocation Services, Yandex.Cloud and Yandex.Education.
1Q2019 — 2,478 мл.руб.
2Q2020 — 4,911 мл.руб.
Рост 98%
И наконец то с чем лично я связываю серьезные надежды. Облачный бизнес, каршеринг и образовательный бизнес. Каждый из сегментов может в отдельности стать новым яндексом.
Про облачные технологии не говорит только ленивый и факт в том, что в России есть куда развиваться в этом направлении, мы серьезно отстаем от показателей США и Китая. Но вопрос “переезда” любого бизнеса в облако это вопрос времени и только, он состаиться и состояться скорее рано чем поздно. У яндекса есть все возможности если не консолидации рынка то получения серьезной его доли.
Каршеринг очевидно стал новой нормальностью и ничего с этим не поделает да же печально известный covid. Каршерингу быть.
Образование. Инфляция в области образования сопоставима с инфляцией в здравоохранении, что говорит о взрывном росте спроса на образовательные услуги, однако выгодно отличающаяся от здравоохранения низкими костами и отсутствием глобальных игроков.
Все вышесказанное, конечно, не включает влияние коронавируса на экономическое положение в стране и в мире. Очевидно, что во втором квартале мы столкнемся с серьезным провалом в рекламном бизнесе, каршеринге, скорее всего в сегменте такси и т.д., каким будет этот провал не понятно, каким будет восстановление не понятно. По этому лично моя стратеги выжидательная, решение о покупке акции буду принимать только после отчета за 2ой квартал(с ожиданием значительной переоценке стоимости), несмотря на то что компания мне очень нравиться.
PS.: О серьезном сокращении зп в яндексе стало известно еще в марте. Так что компания готовиться к не лучшим временам.