zzznth
zzznth личный блог
12 февраля 2024, 18:02

Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

Аэрофлот выкатил РСБУ за 23-й год. Но перед тем, как перейти к разбору, необходимо напомнить базу.

Авиасообщение — одна из ключевых и стратегически важных отраслей для любой развитой страны. Россия, безусловно, не исключение. Вообще, авиакомпаниям не позавидуешь: прилетело аж два черных лебедя подряд. Сначала ковид и локдауны, а затем СВО, и как следствие куча проблем с самолетами: начиная от юридических до договоров обслуживания.

Аэрофлот — крупнейшая авиакомпания России. По данным 9 месяцев 23-го, доля внутреннего рынка 45%, общего (включая международные перевозки, и соответственно иностранные а/к) — 38%. А значит задача государства «не дать загнуться отрасли» напрямую означает и то, что Аэрофлоту загнуться не дадут. Об этом кстати упоминают и аудиторы, на что уже обращал внимание.

Если раньше Аэрофлот летал в ноль, но

роялти от иностранных а/к позволяли показывать неплохую прибыль,
теперь же будущее платежей роялти — туманно.



Тем не менее, в Группе Аэрофлот есть а/к Победа — яркий (и довольно уникальный) пример того, как пользоваться услугами компании не хотел бы, а вот быть акционером бы хотел. РСБУ отчет не включает дочки, особенно важно отсутствие Победы, так что конечно более показательным будет МСФО. Но, как говорят, чем богаты тому и рады…

Ну и напоследок, стоит напомнить, что у компании очень сильно выраженная сезонность. 3-й квартал — высокий сезон, и основная прибыль делается именно тогда. Остальные кварталы, даже в лучшие годы были не особо прибыльны, а зачастую вовсе убыточны.

*****

Итак, компания выпустила радостный пресс-релиз, говоря о 50 млрд прибыли за год. Прибыли правда скорректированной, а без корректировки будет огромный убыток, но… Посмотрим на сокращенные данные из пресс-релиза, чтобы понять какой был 4-й квартал.

Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

Что можно отметить? Ну, во-первых, 4-й квартал вышел действительно неплохим. Компания показала валовую прибыль; от продаж правда небольшой убыток, но для а/к Аэрофлот, с учетом квартала — это довольно неплохо. По итогам года ситуация аналогичная: убыток от продаж почти 10 млрд, валовая прибыль 7 млрд. В принципе, можно констатировать, что чисто операционно — компания плюс-минус восстановилась.

Посмотрим, как чувствует себя именно компания. Собственно РСБУ:

Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

Очевидно, что ключевая проблема — огромный долг компании никуда не делась. Процентные расходы внушают. Поэтому, идея Элвиса «забыть» про долг компании — лизинг же, и, приэтом, не записывать процентные расходы по лизингу в операционку внушает лишь скепсис...
Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

Понятно, что при таких огромных значениях прочих доходов/расходов, надо их смотреть внимательнее.

Прочие доходы:
Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

И расходы:
Аэрофлот. Радоваться нельзя огорчаться

Не скрою, что помня такие пируэты, можно было ожидать некого мухлежа и тут. Тем не менее, 100 млрд курсовых убытков примерно бьются с данными по долгу и масштабом девальвации. Так что в цифру — 60 млрд доходов, возникших при перезаключении договоров аренды можно и поверить.

Еще раз отметим, какие ключевые строки в расходах-доходах
1) Доход в 60 млрд, от перезаключения договоров лизинга
2) Доход от восстановления оценочных обязательств… в 27 млрд, примерно равен расходу на резервы. Обнуляем.
3) Обсуждавшиеся выше курсовые разности. 100 млрд расхода
4) Возврат топливного акциза36 млрд дохода.

Вот про последний пункт хочется поговорить подробнее. Вкратце, это такая страховка от государства при повышении мировых цен на керосин. Как писал Ъ, в рамках этого механизма перевозчикам компенсируется 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и его фиксированной оптовой ценой в РФ (55,9 тыс. за тонну в 2022 году). Вкупе с прямой поддержкой государства (5 млрд), это уже 41 млрд рублей госпомощи.

****

Какие выводы можно сделать?

  1. Чисто операционно, компания восстановилась. И как ранее продолжает летать в небольшой убыток
  2. Роялти нет и не просматривается
  3. Очень много непонятных моментов с лизинговыми обязательствами по самолетам. Как было оформлено перезаключение договоров, по какой ставке, в какой валюте и т.п. Все это может начать проясняться уже в отчетах 24-го года
  4. Огромный долг компании никуда не исчез
  5. Происходит значительная поддержка отрасли: как прямыми дотациями государства, так и обратным топливным акцизом
Вообще, я очень рад, что мне не надо ставить «справедливую цену» для акций Аэрофлота. Ибо решительно непонятно как это сделать… Текущая капитализация 160 млрд; даже если верить (spoiler: я скорее не верю), что компания в долгосроке сможет стабильно показывать результаты порядка 20-30 млрд годовой прибыли (как в хорошем 2017 году), то это все равно не то чтобы крайне дешево по мультипликаторам.

Давайтеприменим Сбер-тест: какие доводы могут быть, чтобы купить некую российскую компанию, а не Сбер?
  • Прогнозные мультипликаторы (даже в оптимистичном прогнозе) хуже
  • Рисков просто кратно больше
  • Дивиденды пока не светят (а если будут через несколько лет, то см. п. 1)
  • Государство продолжит настолько активно поддерживать компанию, так, что она сможет выплачивать огромные дивы — ну маловероятно

С другой же стороны, активно вниз лететь тоже особо не на чем. По крайней мере пока, создается впечатление, что компания довольно долго сможет существовать без необходимости очередной допэмиссии акций.
6 Комментариев
  • Михаил Шварц
    12 февраля 2024, 18:44
    Рояль есть. Сейчас китайцы и арабы много летают через нашу территорию. Так что что то да платят. И деньги от этих платежей не только аэрофлот получал.
    Жду 65-70 в течении полу-года.
      • Михаил Шварц
        12 февраля 2024, 20:10
        zzznth, Роялти нет и не просматривается… Пишите корректно. Тем более все цифры есть.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн