Более 20 лет назад американский журнал Barron's опубликовал статью, в которой ставилась под сомнение бизнес-модель компании Amazon:
«К несчастью для Безоса, Amazon сейчас вступает в стадию, когда инвесторы будут менее склонны полагаться на его харизму и будут более требовательны к ответам на сложные вопросы. Например, когда его компания действительно начнет получать прибыль?
Или как Amazon одержит победу над множеством новых конкурентов, которые обладают бездонными карманами и новейшими технологиями?»
Этот отрывок кажется нам забавным, потому что у нас есть преимущество ретроспективного анализа. Все мы знаем, чем закончилась эта история:
«Общая прибыль акций Amazon с момента публикации статьи составила 4606%, а средняя годовая — около 21,1%. Это в четыре раза больше, чем доходность S&P 500».
После такой убедительной статистики можно лишь посмеяться над экспертами Barron's, которые умудрились так ошибиться со своими прогнозами. Однако не спешите делать поспешных выводов, ведь нашей картине не хватает еще пары интересных штрихов.
Итак, сразу же после публикации этой статьи акции Amazon перешли к снижению — в итоге за 28 месяцев они рухнули на безумные 95%! При этом индекс Nasdaq потерял около 70% своей стоимости — то есть, компания Безоса была намного хуже других технологических компаний.
Получается, что эксперты Barron's были правы… но были правы на горизонте двух с половиной лет.
Так что инвесторы, прочитавшие эту статью и увидевшие резкое падение акций Amazon, могли подумать, что такая инвестиция выглядит слишком рискованно. Однако продав акции компании и забыв о них как о страшном сне, они упустили настоящую «ракету».
Если бы вы на самом дне пузыря доткомов вложили в акции Amazon 1 доллар, то к концу 2020 года ваше вложение выросло бы до 300 долларов, в то время как покупка Nasdaq дала бы вам «только» 4 доллара прибыли. Правда в 2001 году еще никто не догадывался, что компания Безоса сумеет выдержать конкуренцию и добьется такого успеха.
Вот почему инвестирование никогда не станет простым — в краткосрочной перспективе вы можете быть вознаграждены за то, что не имеет значения в долгосрочной, и наоборот. И вы можете ошибаться, даже когда все делаете правильно.
В инвестиционном мире полно людей, которые совершали ошибки, будучи при этом правыми. Например, Майкл Бьюрри еще в 2005 году предвидел пузырь на рынке недвижимости — он занял короткую позицию и годами терпел убытки, ожидая, когда же пузырь наконец лопнет. Вот отрывок из его дневника:
«Данные от ипотечных служб ухудшались с каждым месяцем — кредиты, лежавшие в основе облигаций, обесценивались все более быстрыми темпами — и все же цена страхования этих кредитов падала. Логика подвела меня — я не мог объяснить результат, который я видел».
Как и многие другие инвесторы, Бьюрри встал в «шорт» по ипотечным кредитам и с ужасом наблюдал, как стоимость этих ценных бумаг продолжала расти. При этом их фундаментальные показатели стремительно ухудшались! Хотя вывод медведей был точным, рынок не сразу согласился с ними.
Именно поэтому короткие позиции настолько опасны, а рыночный тайминг настолько сложен. Беджамин Грэм однажды сказал: «В краткосрочной перспективе рынок — это машина для голосования, но в долгосрочной — это машина для взвешивания». Но как долго длится эта долгосрочная перспектива? К сожалению, ответа на этот вопрос не существует.
Вот почему успех инвестирования заключается не в том, чтобы быть правым, а в том, чтобы быть правым и заставить рынок согласиться с вами… но на это порой уходят годы.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм