Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
30 июля протокол управления активами Curve Finance потерял 62 миллиона долларов в результате взлома. Хакер воспользовался проблемой в языке программирования протокола Vyper и похитил средства из нескольких пулов ликвидности.
Но это лишь половина истории.
Злоумышленнику так и не удалось унести добычу целиком.
Помешал этому MEV-бот «coffeebabe.eth». Бот определил входящий взлом в пуле ликвидности CRV-ETH и воспроизвел эту же транзакцию, но заплатил за нее более высокую плату за газ (32 доллара в ETH), чтобы получить возможность выполнить свою транзакцию первым. Это позволило сохранить миллионы долларов в ETH, которые были возвращены в Curve, в качестве жеста этичного или “белого” хакинга.
Каламбурно выражаясь бот взломал взломщика.
MEV или maximal extractable value (максимальная извлекаемая ценность) — это процесс получения выгоды из блокчейна посредством манипуляции порядком транзакций в блоке. Данная концепция зародилась давно, но стала набирать обороты после обновления Ethereum.
В блокчейне транзакции объединяются в блоки, и отправляются валидаторам, которые одобряют транзакции в обмен на вознаграждение. После этого одобрения блок становится неизменной частью блокчейна. Поскольку размер каждого блока транзакций ограничен, между пользователями всегда существует конкуренция за то, чтобы их транзакции были одобрены первыми. Поскольку не существует стандартного набора правил, определяющих последовательность транзакций, валидаторы определяют очередность на основе размера комиссии. Чем она выше, тем выше вероятность того, что ваша транзакция будет одобрена первой.
До обновления Ethereum в производстве блока участвовали майнеры — собиравшие транзакции из пула данных в блок, и валидаторы — одобрявшие эти блоки. После обновления состав участников этого процесса поменялся, теперь за создание блока отвечают три агента: Билдер, Ретранслятор и Валидатор.
В кратце разберемся кто есть кто:
Серчеры — это независимые участники сети, которые ищут возможности извлечь максимальную выгоду, перестраивая, включая или исключая транзакции в блоке. Ими могут быть валидаторы управляющие узлами, или трейдеры отправляющие транзакции в mempool блокчейна (mempool — список транзакций ожидающих в очереди на одобрение).
А MEV-боты это программы, которые сканируют сети и выявляют возможности для получения выгоды.
Для получения этой выгоды используются различные стратегии:
Самой часто используемой стратегией из этих трех является сэндвичинг.
Сколько зарабатывают MEV-боты на своих сделках?
Как показывает эта гистограмма с сайта Eidenphi.io, большинство сделок MEV не приносят прибыли выше $10. И лишь немногие сделки дают прибыль выше $1k.
Для упрощения понимания давайте разобъем весь процесс MEV на этапы:
Этап 1. Наблюдение за транзакциями и выбор подходящих.
Транзакции в Ethereum никогда не выполняются сразу. Они выстраиваются в очередь, чтобы быть отобранными и отправленными на утверждение в составе блока. Они проходят через публичные узлы сети, где серчеры с помощью ботов MEV наблюдают за транзакциями в мемпуле, чтобы выявить те, на которых можно получить выгоду.
Этап 2: симуляция транзакций.
На этом этапе проверяется сможет ли выбранная стратегия MEV принести прибыль. Для этого серчеры сначала симулируют транзакции на своих частных узлах.
Эти симуляции помогают наблюдать за тем, какое влияние выбранные транзакции окажут на блокчейн. Используются такие инструменты как Revm и Arbiter, чтобы проанализировать и понять имеются ли выгодные возможности для MEV.
Шаг 3: Объединение и отправка транзакций.
Если симуляция показала прибыльные результаты MEV-бот может начать объединять свои транзакции с транзакциями выбранными из публичного мемпула. Транзакции должны выполняться в определенном порядке обеспечивающим максимальный результат от стратегии.
Серчеры склоняют валидаторов к одобрению их транзакций раньше других, заплатив более высокую комиссию.
Если другие боты MEV предлагают свои пакеты объединенных транзакций, это может привести к “подкупным” войнам. В таком случае возможная прибыль уменьшается, поскольку на одну и ту же возможность претендуют несколько ботов, готовых платить более высокую плату за газ.
Этап 4: валидаторы одобряют новые блоки.
Валидатор, если транзакции в сети достоверны, одобряет в первую очередь те, которые предлагают более высокие комиссии. Блок добавляется в сеть. Серчеры со своими ботами получают прибыль, а сам валидатор — комиссию.
Этические аспекты MEV-ботов — вопрос открытый.
Боты MEV не являются незаконными хотя они действительно извлекают выгоду за счет других.
Одни считают, что это просто способ максимизации прибыли на свободном рынке, другие — что это эксплуатация угрожающая безопасности и стабильности блокчейна, создавая стимулы для злонамеренного или нечестного поведения.
Для обывателя MEV — это то же самое, что HFT (высокочастотный трейдинг) для фондового рынка. Влияние таких сделок на рынке акций даже более непрозрачно, учитывая их централизованный характер. В то время как на рынках DeFi мы можем наблюдать MEV-транзакции в режиме реального времени. И как мы показали в начале статьти, MEV-боты могут использоваться и во благо экосистемы.