CyberWish
CyberWish личный блог
20 декабря 2023, 09:24

Коварная ошибка выжившего

В первые годы Второй мировой войны пилотов бомбардировщиков часто называли «живыми мертвецами» — дело в том, что их самолеты были очень медленными и уязвимыми, поэтому при встрече с вражеским истребителем у них практически не было шансов.

С этой проблемой столкнулись все воющие стороны, и американские ВВС тут не стали исключением — они решили изучить, какие части самолета получают больше всего повреждений, чтобы затем укрепить их.

Коварная ошибка выжившего
Военные внимательно рассмотрели вернувшиеся с задания бомбардировщики и обнаружили, что чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, а меньше всего пробоин приходилось на двигатели, топливную систему и кабину пилота.

Однако укрепление этих слабых мест не дало желаемого результата — живучесть боевых машин ни капли не увеличилась. Стоит отдать военным должное — после своей неудачи они обратились к команде математиков, которую возглавлял Абрахам Вальд.

Он сразу же нашел ошибку — если самолет сумел вернуться с такими повреждениями, то они не являются критическими, а значит укреплять нужно те части корпуса, которые остались целыми. Интуитивно это кажется неправильным, но задумка Вальда сработала — после укрепления кабины и двигателей живучесть бомбардировщиков заметно выросла.

Уже после окончания войны инженеры смогли изучить сбитые самолеты — оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых и говорил Абрахам Вальд. После таких повреждений боевая машина просто не могла вернуться на базу — у нее либо вытекало топливо, либо заклинивало двигатель, либо погибал пилот.

Американские военные столкнулись с ошибкой выжившего — всю свою статистическую информацию они собирали с вернувшихся самолетов, не обладая при этом данными о сбитых машинах.

Ту же самую ошибку мы наблюдаем и в сфере финансов и инвестиций — мы зачитываемся биографиями миллиардеров или изучаем опыт успешных компаний, пытаясь повторить их достижения. К сожалению, это мало кому удается, потому что ни один из победителей не может поделиться с нами настоящей формулой успеха.

Этим вопросом в свое время занимался известный психолог Даниэль Канеман, и вот к каким выводам он пришел:

«Идиотское решение, которое приводит к благоприятным последствиям, при дальнейшей оценке событий кажется нам блестящим. Прежде, чем попытаться повторить чей-то успех, следует проследить его путь с самого начала и спросить себя, можно ли было заранее предсказать последствия принятых им решений.

Чаще всего эти будущие победители действовали вслепую в окружении полного хаоса. Если собрать всех успешных людей и посмотреть, что их всех объединяет, единственно правильным ответом будет удача».

Зачитываясь историями успеха, мы уподобляемся американским военным, которые изучали только те самолеты, что смогли вернуться на базу — наш взгляд на мир становится чрезвычайно предвзятым, ведь мы вычеркиваем из него сотни тысяч неудачников, которые многому могли бы нас научить.

Именно люди, столкнувшиеся с серьезными трудностями и не сумевшие их преодолеть, обладают самой ценной для нас информацией. Вместо вдохновляющих пословиц они могли бы написать, чего делать нельзя и чего следует опасаться… но таких книг мы не увидим, потому что о провалах никто не пишет.

Такая однобокость заражает наш мозг ошибкой выжившего — нам кажется, что добиться успеха намного проще, чем это есть на самом деле. Стоит лишь выполнить «десять простых шагов», начиная с раннего подъема и заканчивая позитивным мышлением, и миллионы практически у нас в кармане.

Однако формула успеха выглядит несколько сложнее — она состоит из большого количества неудач, от которых нужно суметь увернуться. А если этого все же не удалось, то нужно суметь подняться и продолжить свой путь — и в какой-то момент удача обязательно вам улыбнется :)

*****

Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм

19 Комментариев
  • Главком Главком
    20 декабря 2023, 09:34
    Из серии берём сливную систему и делаем наоборот вот и весь Грааль. Но на деле все портит комиссия или ещё что-то и получвюаем очередную сливалку)
    • DrManhattan
      20 декабря 2023, 16:07
      Главком Главком, противоположность обратного не равно обратности противоположного.
    • Главком Главком, берём сливную систему и делаем наоборот вот и весь Грааль.
      Не покупаем акции МММ, а идем работать на завод- вот и весь грааль!  Работаем как все, бухаем после смены и ждем выхода на пенсию. Если повезет, то можно дожить до пенсии и жить не работая, как мечтают молодые горе инвесторы тунеядцы.
  • Петр
    20 декабря 2023, 09:49
    Про самолеты баян, но аналогия понравилась. Изучайте не то что нужно делать, а то что делать не нужно. По поводу инверсии системы, напоминает анекдот про генерала, которому докладывают что вероятность попадания ракеты в самолет 30%, на что отвечает — тогда стреляйте мимо.
  • Liberalism
    20 декабря 2023, 10:18
    Блин, да сколько ж можно рассказывать эту лубочную историю старательным копипастом…
    • Григорий
      20 декабря 2023, 10:37
      Liberalism, не все копипастеры знают, что мы это знаем, кроме того, нарождаются новые копипастеры, которые, видимо, берут эти истории из какой-то базы копипаста)
  • Дюша Метелкин
    20 декабря 2023, 10:34
    Хороший акцент на том, что попыток подняться может быть и не одна, и не стоит отступаться после первого же факапа.
    И после второго. И дальше, пока не придет успех.
  • 22022022
    20 декабря 2023, 10:56
    А я вспоминаю трейдера с элиттрейдерс который с помощью своей ТСки(кошка и миска) год всех удивлял. Трейдеры следили за ним, верили в гения. Как говориться: 5 сделок — может быть случайностью, а сотни и тысячи сделок это уже закономерность, дар, одаренность, IQ1000! Но тут все забывают, что среди тысячи сделок не всё в плюс подряд. Лишь спустя год когда ТСка «сломалась» и трейдер раскрыл секрет своей ТС с кошкой, оказалось что кошка просто выбирала миску long чаще чем short, а фьючерс ES рос весь год. Вот и всё объяснение… С другой стороны приятно когда тебя считают гением, одаренным математиком, умником 
  • Dangerous Assumption
    20 декабря 2023, 10:57
    Чувак завел здесь акк неделю назад, решил поумничать и запостил такоооой пыльный баян, публиковавшийся здесь десятки раз, что сразу вызвал рвотный рефлекс
    • Ray Badman
      20 декабря 2023, 11:42
      Dangerous Assumption, скоро сипи сделает новый максимум, увидем от вас очередной пост про топ порванных медведей-вангователей?
      • Dangerous Assumption
        20 декабря 2023, 12:46
        Ray Badman, у меня уже давным-давно пропал интерес это здесь делать. Странно даже, что ранее такая мотивация была. С чего бы?
  • Олег Василевский
    20 декабря 2023, 11:19
    Логика такая же неверная, как и у военных до обращения к математикам.
    • DrManhattan
      20 декабря 2023, 16:03
      Олег Василевский, не дело военных укреплять самолеты,
      для этого есть конструкторы.
  • MadQuant
    20 декабря 2023, 12:14
    Очень странно писать такую статью и не вставить классическую картинку:



  • Hix
    20 декабря 2023, 14:35
    А разве не очевидно без дополнительных исследований, что попадание в двигатетель и его повреждение это капец для самолета?
    • DrManhattan
      20 декабря 2023, 16:01
      Hix, а ты думаешь двигатель не был защищен?
      Вопрос в толщине брони и общем весе самолета.
  • Потеряев А.А.
    20 декабря 2023, 16:36
    Могу предположить, что пиндосы реально изучали пробоины на выживших самолетах. Но то, что они стали укреплять именно эти места не верю.   
  • Купон Облигов
    20 декабря 2023, 21:56
    Байка из склепа.
  • Ruslan Moiseev
    21 декабря 2023, 09:58
    Книга хорошая, статья тоже как пример ошибки выжившего. Автору плюс

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн