28 октября 1929 года шведский бизнесмен Ивар Крюгер попал на обложку журнала Time – он был богат, могущественен и загадочен, а на пике его славы ему принадлежало более 200 фабрик по производству спичек в 35 странах мира.
Король спичек владел островом в Северном море и квартирами по всему свету. Он дружил с актрисой Гретой Гарбо и был другом советника президента Герберта Гувера. Крюгер играл заметную роль на церемониях вручения Нобелевской премии и был лично знаком со многими мировыми лидерами.
Его историю успеха даже хотели использовать в качестве сценария для фильма об американской мечте. Но эта кинокартина так и не увидела свет — во время Великой депрессии бизнес-империя Крюгера рухнула как спичечный домик, а сам Крюгер оказался обыкновенным мошенником.
Его стратегия заключалась в следующем — он давал в долг правительствам, которым после Первой мировой войны очень нужны были деньги, а взамен получал возможность скупать спичечные компании и фабрики, расположенные на территории их стран.
Однако у такой бизнес-модели был очень серьезный недостаток — ставка по правительственным кредитам составляла от 6 до 8%, в то время как инвесторы Kreuger & Toll получали дивиденды, порой достигающие 30%.
Разумеется, подобное распределение прибыли рано или поздно должно было привести к банкротству, но о таком финале никто и не думал — Ивар был мастером обмана, а его политические связи убеждали всех и каждого в его надежности.
В одно время спичечная империя Крюгера была близка к тому, чтобы стать прибыльной, но он узнал о возможностях фондового рынка и решил стать его частью. Его огромные дивиденды сделали акции Kreuger & Toll самыми популярными бумагами в мире — они продавались с премией 730% к номиналу.
Когда на рынке началась паника, Ивар решил увеличить дивиденды — так он хотел удержать своих инвесторов, считая, что кризис скоро закончится. Однако вскоре выяснилось, что он подделал свое залоговое обеспечение — его империя рухнула, а сам Крюгер застрелился.
После того, как он покончил с собой, всплыли масштабы его мошенничества — претензии к его имуществу составили более миллиарда долларов.
Ивар Крюгер был одним из самых известных и уважаемых бизнесменом в мире, зачем же ему понадобилось проворачивать такую аферу?
Многие мошеннические схемы начинаются как законный бизнес, который заходит слишком далеко из-за жадности, пренебрежения моральными устоями и чрезмерной самоуверенности. Ощущение успеха для некоторых людей становится настоящим наркотиком — им нужно еще и еще, все больше и больше.
Деньги и власть так же становятся наркотиком — тот же Ивар Крюгер сосредоточил в своих руках все денежные и властные потоки. Он стал классическим примером того, кто просто не мог остановиться — его обман нарастал как снежный ком, который и похоронил его под собой.
Бен Карлсон выделяет два вида мошенников:
Шарлатаны первого типа — это те, кто изначально не хотел причинять вред своим жертвам. Они были настолько увлечены своими идеями, что довели их до крайности и не учли последствий своих действий.
Эти ложноположительные мошенники вызывают доверие со стороны людей, так как верят в свое дело и могут зажечь этой верой других. Люди не видят опасности, потому что ослеплены их интеллектом, страстью, властью и собственной жаждой денег.
Как только шарлатан первого типа чувствует вкус успеха, он уже не может остановиться, даже если что-то идет не так.
Шарлатаны второго типа — это отъявленные мошенники, чей изначальный план и заключался в том, чтобы обобрать своих жертв. Они прекрасно знакомы с человеческой психологией, поэтому их так тяжело раскусить.
Ивар Крюгер начинал как шарлатан первого типа, но в какой-то момент увяз в своей лжи и превратился в шарлатана второго типа.
Многие вещи в нашем мире остаются неизменными — пока существует жадность, будет существовать и мошенничество.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм