Трудно постоянно игнорировать вопросики, почему инфляции в России рисуют какие-то замороженные цифры, хотя ценники в супермаркетах даже не намекают, а громко кричат, что о продвигаемых семи процентах можно только мечтать. Главный финансовый регулятор нашёл красноречивого оратора, способного принять на себя огонь критики и слегка погасить страсти. Встречайте, первый замдиректора Департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган, который попробовал на примере овощей объяснить со страниц «Аргументов и фактов», что же всё-таки происходит в магазинах, официальной статистике и почему сограждане не воспринимают последнюю всерьёз.
Для начала нужно отметить, что Центробанк на своём сайте зафиксировал цель по инфляции в 4 процента, в то время как в октябре она официально разогналась уже до 6,7%. Не то чтобы каждый читатель ставит эти цифры под сомнение, но круг скептиков ширится.
Вот Андрею Гангану и пришлось отдуваться за всю отечественную статистику, объясняя почему цифра, приближающаяся к 7 вовсе не блеф. Он согласен, что отдельные товары в нашей стране взлетели по стоимости куда больше, но объясняет, что Росстат считает инфляцию по огромному количеству позиций продовольственной корзины (свыше полутысячи). Продовольственные и непродовольственные товары и услуги могут дорожать или дешеветь, вот в совокупности по всем 556 пунктам инфляция и высчитывается.
— Скажем, часть потребительской корзины, включая огурцы, подорожала, — приводит пример первый замдиректора Департамента денежно-кредитной политики Банка России. — Часть не изменилась в цене, а что-то подешевело, например стиральные машины. В результате стоимость всей корзины в целом выросла за год на 7%, то есть на размер инфляции. Если при этом вам увеличили зарплату на 10%, то вы способны не только купить привычный набор товаров и услуг, но и увеличить реальное потребление.
Так, пока вроде всё понятно, ну кроме подешевевших стиралок, двигаемся к увеличенному потреблению? Ан нет, представитель Центробанка решил ещё раз зафиксироваться на огурцах. Прям стоп-слово какое-то.
— Но вернемся к подорожавшим огурцам, — раскладывает по полочкам господин Ганган. — Люди гораздо больше обращают внимание на негативные события и данные. И экономическая информация не исключение: мы редко держим в памяти, например, то, что какую-то часть товаров иногда покупаем со скидкой, хотя это снижает наши расходы. И вы наверняка не заметили, что за последний год подешевели сливочное масло, гречка, овсянка, кухонная мебель. Но резко подорожавшие огурцы врезались в память, и вы уверены, что все остальное дорожает так же быстро. Это обстоятельство, конечно, искажает общую картину цен.
Сунем нос в стоимость масла. И впрямь оно постоянно дешевеет с прошлого лета. К июню оно, правда, взлетело на соточку от января, но с тех пор действительно падало — то на два рубля, то на три, а в хороший месяц и сразу на четыре. Ну как такое не заметить?
Кухонную мебель проверять не стали — во-первых, у каждого производителя свой ценник, а, во-вторых, обновив гарнитур на завтрак, вряд ли кто-то решит купить новый к обеду. С продуктами питания хочешь-не хочешь придётся покупать чуть чаще. Вроде нигде банкир и не приврал, а привкус от его интервью как от горькой огуречной попки.
например есть банка кофе, цена которой меняется туда-сюда каждую неделю:
549 — 299 — 589 — 299 — 499 — 299 — 559 — 299, и так месяцами. какую цену учитывать?
-и, опять же, здесь ничего практически никогда не дорожает на проценты, дорожает минимум на 20-30-40-50% сразу, как сейчас сделала индейка.
но рекордсменом был стаканчик мороженного в ГУМе, который несколько лет назад шагнул сразу с 50р на 100р. и вправду, чего мелочиться)
Посмотрим на эти огурцы через месяц — они будут на 25-30% дороже.
Ему надо было под нос сунуть тот же бензин, который на бирже в том же январе стоил 38 ( тридцать восемь) рублей литр, а сегодня как ошпаренный отскочил от 50.
Бензин во всём. От грудного молока, до киловатт/часа электроэнергии.
А оно напрямую влияет на ценность товара. Соответственно, даже если цена на месте, ценность упасть может существенно.
Условно, ценность более ароматного и свежего кофе выше чем у лежалого. Внутренняя ценность товара.
Куртка куртке рознь. Пошив, материал (ладно, про бренды не будем, это не базовое).
Что имеете ввиду под стоимостью?
А вот для кого -то ценность именно в брендах. На полном серьёзе. И это базовая картина мира.
Понятно же о чём я, не спутал же понятия?
У любого товара внутреннее качество. Это стоимость значит?
Вот к примеру кофе спешлти — лучшие 10% арабики в мире. И оно реально прекрасное. А робуста лежалая — дерьмо. И это большинство подтвердит.
А вот с кофе другая беда — конкурирующая культура — кока. Что выгодней выращивать коку или кофе? Кофе это дерево — ещё надо дождаться, пока оно вырастет, кока кустарник, растет мгновенно.
Вот и получается, что ваша или моя ценность — это индивидуальное предпочтение, которое в цене товара имеет наименьшую стоимость.
Полная стоимость товара будет отражена в полезности для всех. Иначе продукт не станет товаром.
А цена всего лишь измерение этой стоимости. Линейка.
Кстати, арабика, по сравнению с kopi luwak, по заверениям ценителей — это как лежалая робуста, для вас
Вот и я к этому же, молоко молоку рознь. Если цена осталась на 50 руб, это не значит что инфляции нет. Например качество в самый разных параметрах упало. В том числе вкус.
Мыж все человеки. Значит около чего-то общего. Не без крайностей, не без редких ценителей.
И вот если падает в качестве содержимое пачки, то и ценность такого товара для меня падает. Не стану больше его покупать, ибо пользы меньше. Хотя например инфляции нет, цена та же) Инфляция это ещё не всё. Вот об этом ключевая мысль. Т.е. я не спутал стоимость и цену, как вы поправили выше.