Изображение блога
Nornickel
Nornickel Блог компании Норникель
10 октября 2023, 20:34

Как менялась цена на палладий

🔍Динамика цен на палладий с начала 2022 г. демонстрировала значительную волатильность. Если еще в марте на фоне нарастания опасений из-за геополитического кризиса цена на металл взлетела до абсолютного исторического максимума в 3,177 долл. США/тр. унцию., то уже к концу года опустилась ниже психологической отметки в 2,000 $/унц. С начала текущего года цена на металл просела примерно на 30% до 1,200 $/унц. – минимального значения с 2017 г.

Из факторов, повлиявших на падение цены металла, мы выделяем слабую конъюнктуру авторынка Китая, США и Западной Европы, распродажу потребительских запасов в первую очередь автопроизводителями и производителями каталитических систем, спекулятивных действий (закрытие длинных и/или открытие коротких позиций), а также ухудшающиеся прогнозы по денежно-кредитной политике в Европе и США.

🔹Насколько текущие ценовые уровни комфортны для производителей и устойчивы в среднесрочной перспективе

Стремительное падение цен на палладий привело к тому, что североамериканские проекты по добыче платиноидов, отличающиеся высокой себестоимостью добычи и относительно высоким содержанием палладия в корзине МПГ, стали нерентабельны на текущих ценовых уровнях и оказались под угрозой закрытия в среднесрочной перспективе.

Маржинальность южноафриканских проектов в последние годы была поддержана высокой ценой на родий, которая, вслед за палладием, также претерпела значительную коррекцию. Однако, стремительная девальвация южноафриканского ранда, вызванная укрепляющимся долларом и высокой инфляцией в ЮАР, смягчит эффект снижения цен на МПГ для местных добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Это приводит к тому, что угроза закрытия убыточных проектов в ЮАР менее острая, хотя на отдельных «старых» проектах могут быть запущены программы оптимизации расходов.

🔹Насколько вероятна замена палладия

Автомобильная отрасль, на которую приходится более 80% потребления палладия, медленно восстанавливается после потрясений, связанных с пандемией COVID-19 и перебоями в цепочке поставок в 2020—2021 годах. Ожидается, что рынок автомобилей с ДВС (двигателями внутреннего сгорания) по итогам 2023 г. не превысит до-пандемийные уровни (76 млн в 2023 г. vs. 87 млн в 2019 г.). Темпы восстановления ограничиваются не только производственными проблемами, ростом рыночной доли электромобилей где применяется никель, но и замедлением темпов мирового экономического роста и удорожания кредитов. В свою очередь, сокращение разницы в цене между палладием и платиной, введение новых экологических требований снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.

🔹Прогноз по рынку палладия

Мы сохраняем осторожно положительный прогноз на текущий год. Рынок сохранит умеренный дефицит. Риски со стороны предложения, такие как проблемы с электроснабжением в ЮАР (вторая страна производитель после России), более низкое производство из вторичных источников, а также окончание процесса оптимизации запасов металла потребителями во 2 полугодии 2023 года, создают поддержку для рынка.

Как менялась цена на палладий
Как менялась цена на палладий
Как менялась цена на палладий




16 Комментариев
  • 11 11
    10 октября 2023, 20:54
    Проблема не в авторынке, а в узкой специализации применения. Углеводороды нужны всем. Автомобилист ты или пешеход. От мала до велика. 24/7. Без разделения на пол и вероисповедание. Всемирный уравнитель. 
     Тут ведь ещё одна проблема возникла — никому не светит зависимость от редкоземельных элементов. Литий, а потом Китай реально всех напугали. Так что все будут искать дешевых решений. Общераспространённых.  

      • 11 11
        10 октября 2023, 21:34
        Nornickel, так там даже отметился. Т.е. спасибо, видел. Я эту пургу слышу уже много лет… Про перспективные направления. Это ни о чём. Получаете по ходу дела. И слава богу. Вкладываться туда нельзя. Это железно. 
         Боитесь не успеть? Если это понадобится — успеете. Что толку было бы если бы вы успели к литию? Мы с вами об этом спорили. Будет рост цен? Будет. Но потом. 
  • Валерий Потапов
    10 октября 2023, 21:29
    цена просела потому, что РФ вместо эмбарго к США (равно как и по обог. урану, заместить который США не могут), радостно экпортирует рекордные объёмы. Прим.- тезис о риске потери рынков — известная глупость. И никакого пополнения бюджета от этого нет, это тоже лживый тезис. Есть только личное обогащение отдельных групп граждан.
  • Валерий Потапов
    10 октября 2023, 21:58
    на очевидных всем, кроме вас, фактах. Сколько валютной выручки возвращено и обращено в незамещённый импорт в теч. 22-23гг? нисколько, торговый профицит до сих пор не стал торговым дефицитом, доллары так и продолжают лежать на заблокированных корсчетах, и даже с незаблокированных предидент указом разрешил не возвращать. Аргумент о невозможности замещения росс. урана придуман не мной, а многочисленными публикациями об этом в США и ЕС, в которых более 1/3 АЭС работают на российском уране.  Что касается доли валютной выручки от норникелевского палладия в российсом бюджете, также можете её посмотреть — относительно бюджета она ничтожна. Поэтому не требуйте от меня доказательств того, что известно всем, интернет и новостные ленты у вас перед глазами, и я никогда не оправдываюсь перед любителями требовать пруфы.
  • Антон Шаронов
    10 октября 2023, 23:16
    Да, действительно, мировые продажи автомобилей ещё не вернулись к уровню 2019 года. Но, во-первых, рост на 10,3% за 8 месяцев 2023 (https://motor.ru/news/carmarket-18-09-2023.htm) у меня язык не поворачивается назвать «слабой конъюнктурой авторынка Китая, США и Западной Европы». Ваш собственный график по июнь подтверждает этот рост. И этот рост не был исключительно за счет электромобилей (см. Ваш 2023П выше). Во-вторых, несмотря на падение продаж автомобилей в 2020-2022гг., цены на палладий были существенно выше уровней 2019 года и ранее, значит, корреляция с этим фактором отрицательная.

    А в третьих, если Вы всё-таки настаиваете на влиянии авторынка на ценообразование палладия, как Вы прокомментируете это (avg US new car price):


    Но это все мелочи, объяснить задним числом можно что угодно. А какой у Вас прогноз цен на палладий в среднесрочной перспективе? Например, BofA’s palladium price forecast for 2025 saw the precious metal trading at $1,564 and falling to $1,497/oz in 2026. Это очень слабо, на мой «экспертный» взгляд.

    P.S. Жаль, что Вы не ответили на мой комментарий о стратегическом маркетинге. Это требует немалых вложений, но, видимо, для Ваших мажоритариев это не приоритет.
      • Антон Шаронов
        12 октября 2023, 00:12
        Nornickel, не в качестве критики, а как предложения по улучшению.

        Я очень внимательно читаю ваши публикации, т.к. формирую собственную оценку инвестиционной привлекательности компаний. Рад, что вы повернулись лицом к частным инвесторам. Как вы уже поняли, здесь обитают различные персонажи, которые пишут очень разнообразные комментарии, но во многих из них можно увидеть рациональное зерно. А можно не увидеть.

        Если вы перечитаете свой текст, то заметите, что фраза про «слабость» авторынка идет после предложения про обвал цен с начала текущего года. Думаю многие, как и я, решили, что это и есть одно из объяснений текущего падения.
        Я только сейчас заметил, что слайд про авторынок взят из презентации результатов за 2022 год. Спасибо, что проделали ретроспективное упражнение по анализу динамики цен с начала 2022 года (хотя мне, как инвестору, больше интересно текущее падение и дальнейший прогноз).

        Что показал этот анализ (мое «экспертное» мнение):
        1. Анализ спроса и предложения, запасов, динамики авторынка в текущих реалиях бесполезен. Эти слайды можно выкинуть, а тех, кто их создавал, направить на более полезную работу. Ибо всем правят спекулянты. Это и есть основная причина дикой волатильности (а иначе откуда такое падение на дефицитном рынке?). Очень напоминает рынок нефти, где против волатильности восстала ОПЕК (и несколько раз наказала спекулянтов). А у вас как в анекдоте про Наполеона, которого не поприветствовали салютом.
        2. Как следствие, Компания не способна прогнозировать цену реализации в каком-то допустимом приближении. При том, что цена вопроса порядка 5 млрд $ выручки в год.
        3. Осознав это, что делает компания для снижения волатильности? Или статус-кво всех устраивает? Не хотелось бы, чтобы единственной контрмерой было снижение себестоимости благодаря курсовому эффекту. 

        Стоимость авто и цена палладия практически никак не связаны, но если вы внимательно прочитаете указанные на слайде причины подорожания автомобилей, то у рядового человека возникнет справедливый вопрос — почему нарушение цепочек поставок полупроводников и дефицит авто у дилеров вызывает рост цен, а нарушение цепочек поставок и дефицит на рынке палладия (согласно вашим оценкам начала этого года) вызывает падение, причем в 3 раза (!)? Видимо, дестокинг.

        В общем, все, что написано выше можете воспринимать как придирки человека, который готовил материалы для СД в нескольких крупных компаниях и предвидел «неудобные» вопросы от членов комитета по стратегии.

        И всё же хотелось бы увидеть актуальные прогнозы менеджмента.
  • Антон Шаронов
    12 октября 2023, 12:16
    Nornickel, 
     На слайдах у нас приведены данные за 6М 2023 г., в том числе некоторые прогнозные значения. Прошу не путать

    Да, действительно, я ошибся. Я писал про «слайд про авторынок», это третий слайд в вашей публикации. Мы ведь обсуждали «слабость» авторынка, несмотря на его рост в 1П2023. Так вот, правая часть этого слайда (прогноз авторынка) — это информация со слайда 25 презентации результатов 2022 года (я, кстати, не писал про дату публикации, очевидно, что результаты года публикуются в первом квартале следующего) Презентация PowerPoint (nornickel.ru)
    Более детальную аналитику мы предоставляем в наших больших сырьевых отчетах, что выходят два раза в год https://www.nornickel.ru/investors/reports-and-results/commodity-research/ это дополнительно к пресс-релизам и презентациям.
    Спасибо, ознакомился и вспомнил один важный, на мой взгляд, факт.
    В 2022 году LLPM приостановил действие статуса Good Delivery для российских аффинажных заводов.

    Прошу уточнить, правильно ли я понимаю, что теперь значительная доля российских PGMs продается с дисконтом относительно рыночных индикативов, т.к. теперь нужен посредник, который сделает переаффинаж в «Good Delivery»?
    Про динамику цен на автомобили – рядовому потребителю стоит пообщаться с автопроизводителями и дилерами на эту тему. Причины, обозначенные на слайде, повлияли в том числе.  
    Я не писал, что указанные вами причины не повлияли на рынок автомобилей.
    Я писал о том, что тенденции на рынке автомобилей (его динамика и прочее) никак не влияют на ценообразование палладия и 2022 и 2023 год это подтверждают. Эта парадигма больше не работает.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн