В чате Смартлаба возник интересный вопрос (который возникал ранее и, как мне представляется, возникнет ещё не раз, так как затрагивает тему «справедливости» налогообложения, которую подавляющее большинство налогоплательщиков ощущает очень остро): какие налоговые последствия для акционера несёт сплит (дробление) акций при последующей продаже этих акций? Сохраняется ли льгота по долгосрочному владению? (Спойлер: увы, нет) Правда ли, что полученные в результате дробления акции квалифицируются как «полученные безвозмездно», и при продаже будет обложена НДФЛ вся сумма дохода от реализации без вычета расходов? (Спойлер: это неправда, и такого быть не должно, если ваш брокер не говнюк)
В преддверии грядущего сплита акций Транснефти изложу свою точку зрения, опираясь на свежее письмо Минфина РФ от 17 августа 2022 г. № 03-04-06/80160 и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г. по делу № 8Г-24537/2022 [88-24017/2022].
Итак, какова нынче позиция Минфина, на который законом возложена обязанность разъяснять спорные положения налогового законодательства? В соответствии с упомянутым письмом от 17 августа 2022 года, по мнению Минфина, сплит (дробление) акций прерывает срок нахождения акций в собственности налогоплательщика. Таким образом, при дроблении срок для применения льготы долгосрочного владения (ЛДВ) начинает отсчитываться заново.
Согласен ли с этим суд? Да, согласен. Вот его аргументация:
Действительно, дробление/консолидация акций не влечет за собой прекращение права собственности акционеров на акции; заменяемые акции не утрачивают свою имущественную ценность и свойства гражданского оборота; они переносят свою ценность и закрепленные в них права в новые акции. Вместе с тем, в момент консолидации перестает существовать ценная бумага определенного выпуска и воплощенные в ней имущественные права трансформируются в другой ценной бумаге нового выпуска, что свидетельствует о новой ценной бумаге и, соответственно, о прерывании срока владения акциями для применения налоговой льготы в целях предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ, в связи с чем, представляется верным вывод суда о том, что инвестиционный налоговый вычет в данном случае не может быть получен, так как не соблюдено условие о нахождении конкретных акций в собственности истца более трех лет.
Отсюда лайфхак: если к дате сплита вы владеете акцией Транснефти более трёх лет, у вас по ней солидная прибыль, и вы не собираетесь держать её ещё 3+ года, то имеет смысл продать её до сплита и откупить назад, чтобы успеть воспользоваться льготой. Недостаток этого лайфхака в том, что вы заплатите брокеру лишние комиссии при покупке-продаже, и экономия на НДФЛ должна с лихвой покрыть эти расходы.
Какие ещё плохие новости? Есть хорошая: по мнению того же Минфина, раз дробление акций – это, по сути, обмен старых акций на новые, то при реализации акций, полученных налогоплательщиком в результате обмена (конвертации), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению акций, которыми владел налогоплательщик до их обмена (конвертации). То есть если брокер начнёт вам заливать, что при продаже акций после сплита должна быть обложена НДФЛ вся сумма дохода от реализации, смело шлите его лесом в письмо Минфина от 17 августа 2022 года – просто такой ленивый брокер не настроил свои системы для корректного учёта расходов от реализации дроблёных акций. Ну, пусть руками налоговую базу пересчитывает, корректное удержание налога при наличии необходимой информации – это не право, а обязанность любого налогового агента.
Вообще, конечно, корень проблемы кроется в том, что брокеры трактуют неясности в налоговом законодательстве кто во что горазд, а Минфин выпускает мало разъяснений, а когда всё-таки выпускает, то делает ещё хуже, как в случае с Письмом от 5 августа 2021 г. № 03-04-06/63067. Все считали, что это разъяснение в пользу налогоплательщика, но на самом деле в нём нет однозначного утверждения, что трехлетний срок нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика при их дроблении/консолидации не прерывается для целей предоставления ЛДВ. Вот и зачем такие «разъяснения» выпускать?? То ли некомпетентные люди разъясняют, то ли намеренно тень на плетень наводят. Частенько с таким по работе сталкиваюсь, зла не хватает.
Как ещё нерадивые брокеры могут исхитриться трактовать дробление акций на практике? Например, если ISIN ценной бумаги при дроблении не поменяется, то все расходы по приобретению акции Транснефти лягут на бумагу номер один, а остальные получатся как бы с нулевой стоимостью. Но тогда при продаже первой бумаги после дробления по методу FIFO возникнет гигантский убыток – классная возможность для налоговой оптимизации, а? (Ну уж нет. Налоговая выгода из явной ошибки — простейший путь к спорам с инспекцией и доначислению НДФЛ)
В зависимости от срока осуществления дробления мне предстоит пройти эту процедуру то ли с брокером Открытие, то ли с ВТБ. По ВТБ предчувствия плохие, но, может, я загоняюсь? Может, как брокер ВТБ куда лучше, чем как эмитент?
Напишите, у какого брокера ваши акции Транснефти. После сплита соберём статистику брокерских чудачеств с налогообложением.
Финам ответил, что все зависит от того, как операцию проведет депозитарий — дробление, начисление доп акций или конвертация. Депозитарий в свою очередь не сам выбирает тип операции, а транслирует то, что приходит от вышестоящего депозитария.
Начисление доп акций и конвертация прервут срок владения. Дробление не прервёт