Москва выталкивает на рынок больше нефти, даже несмотря на то, что заявляет, что продлит ограничения поставок до конца года вместе с партнером по ОПЕК+ Саудовской Аравией. Это увеличило морские потоки России до трехмесячного максимума.
Средние общенациональные поставки за четыре недели до 17 сентября выросли до 3,34 миллиона баррелей в день, свидетельствуют данные отслеживания танкеров, собранные Bloomberg. Это скачок примерно на 465 000 баррелей в день с периода до 20 августа, причем увеличение сосредоточено в балтийских портах Приморск и Усть-Луга и Новороссийск на Черном море.
Следовало ожидать некоторого увеличения экспорта сырой нефти из России. Вице-премьер Александр Новак заявил в начале прошлого месяца, что Россия продлит сокращение экспорта, сократив его до 300 000 баррелей в день с сентября по сравнению с 500 000 баррелей в день в августе. Но поставки выросли более чем в два раза больше, чем подразумевается в заявлении Новака.
Более волатильные еженедельные отгрузки снизились за семь дней до 17 сентября, что было вызвано кратковременной остановкой потоков из тихоокеанского порта Козьмино в середине недели, что, по-видимому, было связано с ремонтными работами на терминале.
Рост экспорта происходит на фоне роста цен на нефть из-за сочетания устойчивого спроса и сокращения добычи ключевыми производителями, в первую очередь Саудовской Аравией. Королевство пообещало сохранить добычу на уровне ниже 9 миллионов баррелей в день до конца года, что является самым низким показателем с 2011 года, за исключением реагирования на пандемию Covid-19 в 2020 году. Заявление Саудовской Аравии в начале сентября было отражено Россией, которая обязалась сохранить сокращение экспорта до конца года.
Нефть марки Brent торгуется около 95 долларов за баррель, в то время как ключевой российский экспортный сорт Urals с середины июля превышает ценовой предел Большой семерки в 60 долларов за баррель. Грузы, продаваемые по ценам выше предельного — часть западного пакета санкций, призванного наказать Москву за вторжение в Украину, — не могут быть отправлены на западных судах, а страхование и другие услуги не могут быть предоставлены западными компаниями. Это вынуждает российскую нефть поступать на собственные суда страны и «теневой флот» судов, принадлежащих малоизвестным компаниям, которые возникли после вторжения московских войск в Украину в феврале 2022 года.
Сочетание растущего экспорта и стремительного роста цен привело к увеличению доходов Кремля от экспортных пошлин на нефть, которые выросли до самого высокого уровня с января в среднем за четыре недели.
Скачок в зарубежных потоках российской нефти происходит из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы страны сокращают темпы переработки сырой нефти, а сезонное обслуживание на объектах набирает обороты.
Морские потоки нефти из России продолжали восстанавливаться в период до 17 сентября в среднем за четыре недели. Потоки в среднем составляли 3,34 миллиона баррелей в день, что является самым высоким показателем за 11 недель. Поставки вернулись к уровням, наблюдавшимся в феврале, первоначальному базовому уровню для сокращения добычи в России, но они остаются примерно на 390 000 баррелей в день ниже максимумов, наблюдавшихся в период с апреля по июнь.
Большая часть прироста в прошлом месяце приходится на танкеры, которые еще не показали конечный пункт назначения. Потоки судов, направляющихся в азиатские порты, остаются более чем на 1 млн баррелей в день ниже пика середины мая.
Все цифры не включают грузы, отнесенные к казахстанскому классу KEBCO. Речь идет о перевозках АО «КазТрансОйл» транзитом через Россию на экспорт через Новороссийск и балтийский порт Усть-Луга.
Казахстанские баррели смешиваются с нефтью российского происхождения для создания однородного экспортного сорта. После вторжения России в Украину Казахстан провел ребрендинг своих грузов, чтобы отличить их от грузов, отправляемых российскими компаниями. Транзитная нефть специально освобождена от санкций Европейского союза.
Наблюдаемые поставки азиатским потребителям России, в том числе те, которые не показывают конечный пункт назначения, выросли на четвертую неделю и достигли 2,86 млн баррелей в день за четыре недели до 17 сентября, по сравнению с 2,74 млн баррелей в день в период до 10 сентября и с семимесячного минимума в 2,55 млн баррелей в день в период до 27 августа.
Большая часть грузов на судах без первоначального пункта назначения в конечном итоге попадает в Индию. Тем не менее, объемы, направляющиеся в страну, которая стала крупнейшим покупателем российской морской нефти, снизились с недавних максимумов. Добавление объемов «Неизвестная Азия» и «Другие неизвестные» к общему объему для Индии дает цифру в 1,8 миллиона баррелей в день за четыре недели до 17 сентября, по сравнению с максимумом в 2,15 миллиона баррелей в день в период до 21 мая, но по сравнению с 1,66 миллиона баррелей в день в период до 10 сентября.
Эквивалент 505 000 баррелей в день был на судах, сигнализирующих о Порт-Саиде или Суэце в Египте, или которые уже были или должны быть перегружены с одного судна на другое у южнокорейского порта Йосу. Эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая и отображаются в таблице ниже как «Неизвестная Азия», пока не станет очевидным конечный пункт назначения.
«Другие неизвестные» объемы, составляющие 324 000 баррелей в день в течение четырех недель до 17 сентября, — это объемы на танкерах, не имеющих четкого пункта назначения. Большая часть этих грузов поступает из западных портов России и идет транзитом через Суэцкий канал, но некоторые могут оказаться в Турции. Другие могут быть перемещены с одного судна на другое, причем большинство таких перемещений в настоящее время происходит в Средиземном море.
Примечание: Неизвестная Азия включает суда, направляющиеся в Суэцкий канал из западных портов России. К неизвестным относятся суда, не имеющие четкого пункта назначения, и суда, которые передали свой груз неопознанным судам.
Морской экспорт нефти из России в европейские страны не изменился и составил 146 000 баррелей в день за 28 дней до 17 сентября, при этом Болгария является единственным пунктом назначения. Эти цифры не включают поставки в Турцию.
Рынок, который потреблял около 1,5 миллиона баррелей в день ближнемагистральной морской нефти, поступающей с экспортных терминалов в Балтийском, Черном и Арктическом морях, был почти полностью потерян, чтобы быть замененным дальнемагистральными направлениями в Азии, которые гораздо дороже и требуют больше времени для обслуживания.
За четыре недели до 17 сентября российская нефть не была отгружена в страны Северной Европы.
Экспорт в Турцию, единственного оставшегося средиземноморского потребителя России, вырос примерно до 220 000 баррелей в день за четыре недели до 17 сентября, что является самым высоким показателем с июня. Потоки превысили 425 000 баррелей в день в октябре, а затем резко упали после того, как в начале декабря вступил в силу ценовой потолок Большой семерки.
Потоки в Болгарию, которая в настоящее время является единственным черноморским рынком России для нефти, не изменились и составили 146 000 баррелей в день. Это более чем в два раза больше, чем страна импортировала в самые низкие точки в период с марта по май, и равно самым высоким уровням, наблюдаемым с января.
Совокупные потоки российской нефти оставались выше 3,25 млн баррелей в день в течение четвертой недели в течение семи дней до 17 сентября, поскольку Москва ослабляет сокращение экспорта, которое она осуществила в июле и большую часть августа.
Цифры не включают объемы из Усть-Луги и Новороссийска, определенных как казахстанский сорт KEBCO.
Данные отслеживания судов сверяются с отчетами портовых агентов, а также с потоками и движениями судов, сообщаемыми другими поставщиками информации, включая Kpler и Vortexa Ltd.
Приток средств в военный бюджет Кремля от экспортной пошлины на сырую нефть снизился до 67 миллионов долларов за семь дней до 17 сентября, но средний доход за четыре недели вырос до 62,5 миллиона долларов, что является самым высоким уровнем за восемь месяцев. Рост цен на нефть и восстановление потоков способствуют увеличению поступлений.
Правительство России рассчитывает налоги на нефть, включая экспортную пошлину, используя дисконт к мировому эталону Brent, который устанавливает минимальную цену на нефть страны для бюджетных целей. Если российская нефть торгуется выше этого порога, Минфин использует рыночную цену для расчета налогов, как это было в последние месяцы. Дисконт, используемый для расчета налогов, включая экспортную пошлину, установлен в размере 20 долларов за баррель за сентябрь и последующие месяцы.
Ставка пошлины за сентябрь была установлена на уровне $2,92 за баррель при средней цене Urals $70,33 в расчетный период с 15 июля по 14 августа. Это было на 13,90 доллара за баррель ниже Brent в те же даты.
Ставка за октябрь была установлена на уровне $3,26 за баррель при средней цене Urals в $77,03 в расчетный период с 15 августа по 14 сентября. Это было на 11,60 доллара за баррель ниже Brent за тот же период. Октябрьская ставка пошлины установила новый максимум за год.
На следующих диаграммах показано количество судов, покидающих каждый экспортный терминал, и пункты назначения сырых грузов из четырех экспортных регионов.
В общей сложности 31 танкер загрузил 23 миллиона баррелей российской нефти за неделю до 17 сентября, свидетельствуют данные отслеживания судов и отчеты портовых агентов. Это немного ниже показателя предыдущей недели.
Отгрузки увеличились из всех трех западных регионов, но были компенсированы падением потоков из тихоокеанского порта Козьмино.
Пункты назначения основаны на том, куда суда сигнализируют, что они направляются на момент написания статьи, и некоторые из них почти наверняка изменятся по мере продвижения рейсов. Все цифры не включают грузы, отнесенные к казахстанскому классу KEBCO.
Общий объем на судах, загружающих российскую нефть с балтийских терминалов, вырос до трехмесячного максимума в 1,67 млн баррелей в сутки. В течение недели в Усть-Луге не было погружено ни одной партии казахстанской нефти. Поставки из стран Балтии оставались выше 1,5 млн баррелей в день в течение трех недель и были примерно на 100 000 баррелей в день ниже максимумов, наблюдавшихся в апреле и мае.
Поставки российской нефти из Новороссийска также увеличились, восстановив большую часть потерь предыдущей недели. Поставки восстановились до среднего уровня, наблюдавшегося до падения потоков, которое началось в июле.
В течение недели в порту также была отгружена одна партия казахстанской нефти.
Два танкера Suezmax завершили погрузку грузов в арктическом порту Мурманск за неделю до 17 сентября, увеличив потоки до четырехнедельного максимума.
Один танкер, который загрузился за неделю до 17 сентября, направляется в Бразилию. Третье судно совершить путешествие через Атлантику с конца августа.
Восемь танкеров загрузились на трех тихоокеанских экспортных терминалах России, что на три меньше, чем на предыдущей неделе. Объем нефти, поставляемой из региона, упал до 12-недельного минимума в 724 000 баррелей в день.
Падение потоков было вызвано кратковременной остановкой операций в Козьмино, когда ни одно судно не завершило погрузку грузов в период с 12 по 16 число.
На отгрузки с терминала на острове Сахалин по-прежнему влияют ремонтные работы на одной из нефтедобывающих платформ проекта «Сахалин-2». Работа поставлена на: продлится до сентября. На прошлой неделе одно судно загрузило с терминала частичный груз нефти Sakhalin Blend.
Объемы, направляющиеся в неизвестные пункты назначения, — это грузы Сокола, которые недавно были перегружены на другие суда в Йосу или в настоящее время доставляются в район у южнокорейского порта с погрузочного терминала в Де-Кастри. Большинство из них попадают в Индию.
Примечание: Эта статья является частью еженедельной серии, отслеживающей поставки нефти с российских экспортных терминалов и доходы от экспортных пошлин, получаемые от них российским правительством. Недели длятся с понедельника по воскресенье. Следующее обновление будет во вторник, 26 сентября.
Примечание: Все цифры не включают грузы, принадлежащие казахстанскому АО «КазТрансОйл», которые следуют транзитом через Россию и отправляются из Новороссийска и Усть-Луги в качестве нефти марки KEBCO.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-09-19/russia-s-crude-shipments-hit-a-three-month-high-as-cuts-tapered