Как новые санкции в отношении российских алмазов могут повлиять на мировой рынок.
Ожидается, что G7 и Европейский союз выпустят новые правила, чтобы замедлить приток доходов в военный бюджет Кремля.
Aug. 28, 2023, 5:12 a.m. ET
Прошло девятнадцать месяцев с тех пор, как Россия вторглась в Украину, вызвав шок по всему миру — и по всему мировому алмазному рынку.
Россия является крупнейшим в мире экспортером алмазов по объему, а государственная компания АЛРОСА добывает почти треть всех алмазов, добытых в 2021 году.
Чтобы предотвратить поступление средств в военный сундук Кремля, Соединенные Штаты — крупнейший в мире рынок готовых алмазов — приняли меры прошлой весной, когда президент Байден запретил импорт необработанных алмазов из России, а Министерство финансов США ввело санкции против АЛРОСА.
Другие страны ввели собственные санкции, в том числе Великобритания, которая в начале этого года объявила о прямом запрете на российские алмазы.
В прошлом году Европейский союз несколько раз пытался ввести санкции в отношении российских алмазов, но Бельгия помешала ему из-за протестов со стороны Антверпена, бельгийского портового города, который является ведущим торговым центром драгоценных камней.
Его представители выразили обеспокоенность тем, что, помимо трудностей, связанных с отслеживанием истинного происхождения алмаза, санкции могут дать конкурентам Антверпена, таким как Дубай и Индия, конкурентное преимущество в российской торговле алмазами. Не все согласились.
«Есть люди, для которых алмазы, продаваемые в Антверпене, важнее, чем битва, которую мы ведем», — заявил в прошлом году президент Украины Владимир Зеленский.
Теперь алмазная отрасль готовится к введению санкций со стороны стран G7 — Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии и США — и европейского блока, которые запретят импорт драгоценных камней, добытых в России, в том числе ограненных и полированных в других странах.
«Нынешние санкции США распространяются только на необработанные российские алмазы или те, которые огранены и отшлифованы внутри России», — сказал Пол Зимниски, аналитик алмазной отрасли из Нью-Йорка. «Учитывая, что 90 процентов алмазов ограняются и полируются в Индии и, следовательно, могут быть классифицированы как индийские драгоценные камни, нынешние правила не так строги, как вы думаете».
Но некоторые ответы были «гораздо более строгими, чем того требовали правительственные постановления», сказал он, поскольку многочисленные известные игроки класса люкс, в том числе Richemont и LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, заявили поставщикам, что они не будут покупать российские камни, возложив на этих поставщиков ответственность за раскрытие происхождения своих драгоценных камней.
Ожидается, что больше правительств со значительной экономической огневой мощью станут частью новых усилий. Брэд Брукс-Рубин, старший советник Управления по координации санкций в Государственном департаменте США, сказал, что на потребителей в странах G7 приходится почти 70 процентов всех покупок алмазов.
«Отрезав большую часть спроса, если будет согласован запрет на импорт, российские алмазы получат более узкую полосу для выхода на рынок», — сказал он. «В центре внимания всех дискуссий находится вопрос о том, как нацелиться на доходы АЛРОСА и России от алмазов, которые затем могут быть направлены на их военные усилия».
Официальное объявление о санкциях G7 ожидается в сентябре, и переговорщики все еще дорабатывают точные условия отслеживания и отслеживания отдельных драгоценных камней и сопроводительных таможенных документов. Ожидается, что эти новые санкции вступят в силу в январе, после важнейшего праздничного розничного сезона.
Покупатели ювелирных изделий могут столкнуться с ростом цен, если после введения новых санкций возникнет нехватка нероссийских бриллиантов, но увеличение, скорее всего, будет происходить постепенно, а не внезапно. Индустрия ожидала действий.
Вопрос заключается в том, может ли отрасль, в основном состоящая из малых предприятий, которая организована вокруг качества, размера и цвета камней, а не их происхождения, разделять камни и точно производить документы, которые классифицируют их по происхождению. Эта проблема, вероятно, еще больше усугубится многочисленными лазейками в цепочке поставок, которые возможны, когда алмазы совершают свой многонациональный путь из шахты через трудноконтролируемую глобальную сеть посредников и, в конечном итоге, к потребителям или в промышленное использование.
Алмазы могут переходить из рук в руки от 20 до 30 раз между добычей и рынком, по словам Ханса Меркета, исследователя из Международной информационной службы мира, независимого исследовательского агентства. «Будет важно найти правильный баланс между амбициями и реализмом», — добавил он, поскольку могут потребоваться годы, а не месяцы, чтобы направить все носы в правильном направлении и реорганизовать эту сложную глобальную цепочку поставок».
Очередная головная боль? Россия известна тем, что добывает мелкие алмазы, которые в основном продаются в очень больших количествах. Новые санкции G7, вероятно, будут распространяться только на готовые камни весом в один карат или больше, сказал г-н Брукс-Рубин, хотя более мелкие драгоценные камни могут быть включены позже.
Тиффани Стивенс, исполнительный директор и главный юрисконсульт Комитета бдительности ювелиров, некоммерческой организации, базирующейся в Нью-Йорке, которая фокусируется на этике посредством соблюдения законодательства и пропаганды политики в ювелирной торговле, сказала, что вторжение потребовало от алмазной промышленности внести значительные изменения в свою деятельность, и ей было дано время, чтобы подготовиться к новым требованиям, которые принесут более жесткие правила.
«Санкции G7 — это усиление давления на Россию, а также осветление линий для торговли о том, как обеспечить их соблюдение», — сказала она. «Но наша отрасль также очень фрагментирована и глобальна, и многие в торговле все еще не подпадают под ее компетенцию».
Новые вызовы, новый порядок
Несмотря на продолжающиеся дипломатические шаги, в том числе санкции, введенные в отношении исполнительного директора АЛРОСА, который был назначен в мае, отраслевые аналитики говорят, что показатели экспорта российских алмазов близки к тому, что было до вторжения в Украину, но некоторые места импорта изменились.
Карен Рентмейстерс, пресс-секретарь Антверпенского всемирного алмазного центра, который представляет алмазный сектор в городе, сказала, что официальный импорт необработанных российских камней в центр драгоценных камней упал примерно на 95 процентов по сравнению с доконфликтным уровнем в результате воздействия санкций на торговые потоки и платежи, а также местных торговцев и производителей, выполняющих пожелания ценных клиентов и партнеров.
В настоящее время Китай стал новым крупным портом захода для российских алмазов, а в новых центрах огранки и полировки в бывших советских республиках, таких как Армения и Беларусь, наблюдается значительный рост объема необработанных камней из страны. Дубай с его выгодным географическим положением между Востоком и Западом и недавним притоком российского бизнеса также значительно выиграл от существующих санкций.
Индия, где 90 процентов необработанных камней в мире ограняются и полируются в городе Сурат, продолжает работать с российскими алмазами, не попадая в конфликт с западными правительствами. Премьер-министр Нарендра Моди бросил вызов давлению со стороны Запада, чтобы ввести какие-либо санкции против России или сократить экономические связи с Кремлем.
Но власти США заморозили некоторые алмазные сделки, которые были проведены индийскими торговцами, которые подозревались в обращении с российскими камнями, что создало проблемы для трейдеров в Сурате и Мумбаи. И в целом, отрасль говорит, что тысячи низкооплачиваемых работ по резке и полировке находятся под угрозой.
В рамках стратегии, направленной на компенсацию потенциального ущерба местной торговле и сохранение занятости, индийское правительство и его индустрия драгоценных камней значительно увеличили инвестиции в производство выращенных в лаборатории алмазов (которые требуют такой же огранки и полировки, как и натуральные камни), что уже является основным направлением деятельности страны. В июне г-н Моди подарил синтетический бриллиант весом 7,5 карата первой леди Джилл Байден во время своего визита в Белый дом. Этот жест был дипломатическим расцветом, учитывая, что недавний поток индийских выращенных в лаборатории алмазов в Соединенные Штаты привел к падению их рыночной стоимости.
Готова ли технология к этому?
По словам г-на Зимниски, «русские увеличили продажи алмазов в последние месяцы в попытке вернуть долю рынка, потерянную в прошлом году из-за сбоев в торговле».
Тем не менее, согласно одному Глобальному индексу цен на необработанные алмазы, опубликованному в июне, цены на алмазы снизились на 18 процентов по сравнению с историческими максимумами в феврале 2022 года, при этом популярность искусственных алмазов, замедление восстановления экономики Китая, неопределенный макроэкономический фон и продолжающаяся война в Украине — все это способствует тусклому рынку.
Для участников переговоров по санкциям и для отрасли в целом основное внимание уделяется тому, способны ли новые технологии предложить надежное и поддающееся проверке решение для определения происхождения камня.
В настоящее время таможенникам требуется выданный правительством сертификат, гарантирующий, что камни соответствуют требованиям поддерживаемого Организацией Объединенных Наций Кимберлийского процесса, созданного для предотвращения потока алмазов из зон конфликтов. Требование сертификации было шагом вперед, но, как отметил Скандер Насра, советник премьер-министра Бельгии Александра Де Кроо, этот метод признан имеющим существенные недостатки.
«Мы работаем над более значительным способом удара по России, — сказал он, — и это санкции с полномочиями, которые побуждают отрасль к использованию технологий отслеживания и блокчейна. Это единственный надежный способ закрыть лазейки, связанные с штамповкой или самоаудитом, и, в конечном итоге, убрать российские камни с рынка, даже если для успешной реализации схемы потребуется несколько лет».
После вторжения De Beers расширила свою платформу Tracr, чтобы обеспечить участие других в алмазной отрасли, в то время как Геммологический институт Америки представил ориентированный на потребителя сервис под названием GIA Source Verify, который будет проверять страну происхождения бриллианта.
Швейцарская компания Spacecode, которая уже предлагает технологию отслеживания алмазов по цепочке поставок, теперь заявляет, что у нее есть новое устройство, которое может идентифицировать регион происхождения отдельных алмазов, и намерена выпустить его в продажу к концу 2024 года. Другая компания, Sarine, также представила систему отслеживания под названием Diamond Journey, которая начинается с 3D-сканирования необработанного камня на руднике, а затем регистрирует каждый последующий шаг в розничном магазине.
Скорее всего, до введения санкций будет продлен переходный период. В краткосрочной перспективе ожидается, что торговля будет полагаться на аудит.
«Естественно, некоторые крупные игроки с хорошими ресурсами адаптируются, но малым и средним или семейным предприятиям, которые являются краеугольным камнем ювелирной торговли, придется гораздо труднее», — сказала г-жа Стивенс.
Г-н Зимниски добавил, что «мы далеки от состояния, когда технология отслеживания химического состава камня используется во всей промышленности», хотя он отметил, что торговля уже движется в этом направлении. Требования, связанные с российскими санкциями, только ускорили эти усилия.
www.nytimes.com/2023/08/28/fashion/russia-diamond-sanctions.html?searchResultPosition=1