Что пошло не так? После того, как Китай вернулся в мировую экономику в 1978 году, это стало самой впечатляющей историей роста в истории.
Реформа сельского хозяйства, индустриализация и рост доходов вывели из крайней нищеты почти 800 миллионов человек. Экономика Китая, производившая в 1980 году лишь десятую часть от объёмов производства Америки, сейчас составляет примерно три четверти от объёма производства. Однако вместо того, чтобы отреагировать после того, как правительство отказалось от своей политики «нулевого коронавируса» в конце 2022 года, оно шатается из одной канавы в другую.
Во втором квартале экономика выросла в годовом исчислении всего на 3,2%, и это разочарование выглядит еще хуже, учитывая, что, по одной известной оценке, рост экономики Америки может составить почти 6%.
Цены на жилье упали, а застройщики, которые, как правило, продают дома еще до их постройки, оказались в тупике, отпугивая покупателей. Потребительские расходы, бизнес-инвестиции и экспорт сократились.
И в то время как большая часть мира борется с слишком высокой инфляцией, Китай страдает от противоположной проблемы: потребительские цены упали за год до июля. Некоторые аналитики предупреждают, что Китай может попасть в дефляционную ловушку, подобную той, в которой оказалась Япония в 1990-х годах.
Однако в некотором смысле японизация является слишком мягким диагнозом болезней Китая.
Хроническое отставание роста было бы хуже в Китае, потому что его население беднее. К 1990 году уровень жизни в Японии составлял около 60% от американского; У Китая сегодня эта доля составляет менее 20%. И, в отличие от Японии, Китай также страдает от чего-то более серьезного, чем слабый спрос и большой долг. Многие из ее проблем проистекают из более широких провалов ее экономической политики, которые становятся все хуже по мере того, как Си Цзиньпин централизует власть.
Примерно десять лет назад технократов Китая считали почти учёными. Сначала они управляли экономическим чудом. Тогда Китай был единственной крупной экономикой, которая отреагировала на глобальный финансовый кризис 2007-09 годов с достаточной стимулирующей силой — некоторые комментаторы зашли так далеко, что заявили, что Китай спас мировую экономику.
В 2010-х годах каждый раз, когда экономика колебалась, чиновники игнорировали предсказания о катастрофе, удешевляя кредиты, строя инфраструктуру или стимулируя рынок недвижимости.
Однако в ходе каждого эпизода государственные и частные долги росли. Равно как и сомнения в устойчивости жилищного бума и в том, действительно ли нужна новая инфраструктура.
Сегодня политики оказались в безвыходном положении. Они разумно поступили и не хотят новых белых слонов или раздувания пузыря недвижимости. Они также не могут обеспечить достаточное количество наиболее желательных видов стимулирования, таких как пенсионные расходы и раздачи бедным домохозяйствам для увеличения потребления, поскольку Си Цзиньпин отрекся от «социальной политики», а правительство добивается официального дефицита в размере всего лишь 3% ВВП.
В результате реакция на замедление темпов роста экономики была слабой. Политики даже не желают значительно снижать процентные ставки. 21 августа они разочаровали инвесторов неутешительным снижением годовой процентной ставки по кредитам на 0,1 процентного пункта.
Эта слабая реакция на падение экономического роста и инфляцию является последней в серии политических ошибок.
Внешнеполитическая развязность Китая и его меркантилистская промышленная политика усугубили экономический конфликт с Америкой.
Внутри страны он не смог адекватно справиться со стимулами для спекуляций на жилье и с системой, в которой застройщики имеют такие огромные обязательства, что они имеют системное значение. Начиная с 2020 года регуляторы обрушили рынки, приняв жесткие меры против успешных компаний, занимающихся потребительскими технологиями, которые считались слишком неуправляемыми и монополистами.
Во время пандемии чиновники выиграли время с помощью карантина, но не смогли использовать его для вакцинации достаточного количества людей для контролируемого выхода, а затем были поражены очень заразным вариантом Омикрона.
Почему правительство продолжает совершать ошибки?
Одна из причин заключается в том, что краткосрочный экономический рост больше не является приоритетом Коммунистической партии Китая (КПК).
Признаки заключаются в том, что Си Цзиньпин считает, что Китай должен подготовиться к продолжительному экономическому и, возможно, военному конфликту с Америкой. Поэтому сегодня он подчеркивает стремление Китая к национальному величию, безопасности и устойчивости.
Он готов пойти на материальные жертвы ради достижения этих целей, и если он хочет роста, то он должен быть «высококачественным».
Однако даже по критериям Си Цзиньпина решения КПК ошибочны. Крах политики нулевого коронавируса подорвал престиж Си Цзиньпина. Нападение на технологические компании отпугнуло предпринимателей. Если Китай впадет в постоянную дефляцию из-за того, что власти откажутся стимулировать потребление, реальная стоимость долгов вырастет и будет оказывать более тяжелое давление на экономику. Прежде всего, если КПК не продолжит повышать уровень жизни, она ослабит свою власть и ограничит свою способность соответствовать Америке.
Таким образом, растущие политические провалы выглядят не как новый, самоотверженный акцент на национальной безопасности, а как просто принятие плохих решений.
Они совпали с централизацией власти Си Цзиньпином и заменой технократов лоялистами на высших постах.
Раньше Китай терпел дебаты о своей экономике, но сегодня он внушает аналитикам ложный оптимизм. Недавно оно прекратило публиковать нелестные данные по безработице среди молодежи и потребительскому доверию.
В высших эшелонах правительства по-прежнему много талантливых людей, но наивно ожидать, что бюрократия будет производить рациональный анализ или изобретательные идеи, когда сверху говорят, что лояльность важнее всего.
Вместо этого решения все чаще определяются идеологией, которая сочетает в себе подозрительность левых к богатым предпринимателям и нежелание правых отдавать деньги праздным беднякам.
Тот факт, что проблемы Китая начинаются сверху, означает, что они сохранятся.
Они могут даже ухудшиться, поскольку неуклюжие политики сталкиваются с растущими проблемами экономики.
Население быстро стареет.
Америка становится все более враждебной и пытается ...
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.