Вместе Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — иначе известные как БРИКС — опередили крупнейшие страны с развитой экономикой по доле мирового ВВП, чему способствовали десятилетия впечатляющего роста экономики в Китае. В то время как китайский двигатель, возможно, дает сбой, прогнозы Bloomberg Economics подразумевают, что Индия будет набирать обороты и увеличит долю БРИКС более чем до 40% мирового ВВП к 2040 году по сравнению с 32% в прошлом году.
Саммит БРИКС, который состоится на этой неделе в Йоханнесбурге, принес ряд новостей. Саудовская Аравия, Иран, Египет, Аргентина, Эфиопия и Объединенные Арабские Эмираты приглашены присоединиться к группе. По оценкам Bloomberg Economics, на расширенный БРИКС-11 в 2040 году будет приходиться более 45% мировой экономики.
Еще до расширения переход от «Большой семерки» к БРИКС как странам, вносящим наибольший вклад в ВВП, ознаменовал трансформацию мировой экономики. По сравнению со странами «Большой семерки», страны БРИКС-11 в целом менее ориентированы на рынок и — с большими различиями в группе — менее демократичны.
Перспективы политической координации между основными странами БРИКС представляются ограниченными. Никто не ожидает, что Китай и Индия, которые в настоящее время вовлечены в спор по поводу своей границы, станут союзниками. Действительно, поскольку Индия сменит Китай в качестве крупнейшего фактора роста, отношения могут еще больше испортиться. Расширение группы может еще больше затруднить достижение согласованности, поскольку некоторые новые члены переживают кризисы, а другие на подъеме.
Но для того чтобы экономический рост БРИКС изменил мировую экономику, не требуется политического согласия внутри группы. Растущие доли ВВП сделают это сами по себе.
БРИКС-11 и Большая семерка поменяются местами к 2040 году.
Мы видим, что страны БРИКС-11 почти удвоили свою долю в мировом ВВП в период с 2001 по 2040 год, фактически поменявшись местами с G-7, в которую входят Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США. Доля стран БРИКС-11 уже больше — 36% по сравнению с 30% в G-7 в прошлом году. Только в странах БРИКС этот показатель составляет 32%.
Эти цифры основаны на прогнозах Bloomberg Economics для крупнейших экономик и исторических долях Международного валютного фонда в мировом ВВП по паритету покупательной способности. Для построения долгосрочных прогнозов наши эксперты по обозначенным странам используют функцию, сочетающую демографические прогнозы с ожиданиями в отношении инвестиций, рынков труда и производительности. Там, где у Bloomberg Economics прогнозов нет, для анализа эксперты опирались на прогнозы МВФ на период до 2028 года.
Какой вывод можно сделать для мировой экономики? Помимо смещения на восток, центр тяжести смещается в сторону стран, правительства которых более активно вмешиваются в экономику и рынки.
Из 11 стран БРИКС только Аргентина, Бразилия и Южная Африка — три страны, отстающие в росте, — в прошлом году получили высшую оценку Freedom House.
Индия была оценена как «частично свободная» страна, в то время как Китай, Египет, Эфиопия, Иран, Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ были обозначены, как «несвободные» страны. Доля стран, классифицированных как «частично свободные» или «несвободные», в мировой экономике уже увеличилась с 24% в 1990 году до 49% в 2022 году. По нашим прогнозам, к 2040 году этот показатель вырастет до 62%.
Для сторонников неограниченных рынков это выглядит еще более мрачно. Фонд наследия, американский консервативный аналитический центр, оценивает почти все страны БРИКС-11 как «в основном несвободные» или «репрессированные». Исключением являются ОАЭ, занявшие «в основном свободное» место в индексе экономической свободы Heritage. Страны «Большой семерки» оцениваются как «в основном свободные» или «умеренно свободные».
Доля мировой экономики, относящейся к странам, классифицируемым как «в основном несвободные» или «репрессированные», уже выросла с 27% в 1995 году до 44% в 2022 году. По нашим прогнозам, к 2040 году этот показатель вырастет до 56%.
Доля Китая в мировой экономике более чем удвоилась до 18% в прошлом году с 8% в 2001 году. В последнее время КНР выглядит как менее надежный двигатель роста стран БРИКС, поскольку длительные карантины из-заCovid-19 уступают место вялому восстановлению и растущим опасениям по поводу долга.
Помимо циклического замедления, наши китайские экономисты ожидают замедления темпов роста в среднем примерно до 4,5% в 2020-х годах, 3% в 2030-х годах и 2% в 2040-х годах по сравнению с 9% в 2000–2019 годах. Этого достаточно, чтобы страны БРИКС продолжали опережать страны «Большой семерки», которые сталкиваются с устойчивым замедлением темпов роста в среднем до 1%.
Тем не менее рост стран БРИКС будет все больше зависеть от Индии, где, по прогнозам наших экономистов, рост составит в среднем 6,4% в 2020-х годах, превысит 8% в 2030-х годах и замедлится до уровня чуть ниже 6% в 2040-х годах. Из шести стран, которым было предложено присоединиться к БРИКС, только Египет и Эфиопия, похоже, готовы идти в ногу с Индией, а остальные — Аргентина, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ — вероятно, останутся на более медленной траектории роста.
Индия будет стимулировать экономический рост
oilprice.com/Geopolitics/International/BRICS-Expansion-Could-Reshape-Global-Energy-Markets.html