Книга начинается с того, как автор описывает встречу с неизвестным Талебом в 2004г. После этой встречи Добелли дает советы по редактированию книги «Черный лебедь».
И действительно Добелли написал интересную книгу, похожую на книги Талеба, Но короткую, неперегруженную длинными философскими рассуждениями. Книга читается легко, как книга Млодинова «Несовершенная случайность».
В книге описывают ошибки восприятия человеком окружающего мира. Когда вы будете знать об этих ошибках, то вы сможете их избежать. Так говорит автор.
примеры:
-Стадное чувство. Вы делаете, потому что все делают.
-Ловушка невозвратных потерь. Вы смотрите плохой фильм в кинотеатре. Не можете уйти, потому что заплатили за билет. Или вы прочитали десятки книг по инвестированию, но прибыли все нет. Вы и я не можете бросить, потому что вложили столько сил и средств.
И много других ловушек.
Я решил, что буду рассказывать ребенку-школьнику об этих ловушках:
1. Ошибка в оценке своих шансов. Все переоценивают в лучшую сторону свои шансы. Рок-Звездой становится 1 из 1000.
2. Иллюзия тела пловца. Все думают, что можно стать красивым, если плавать. Но на самом деле все наоборот. Хорошо плавают те, кто уже родился с таким телом. Престижная школа-она престижная потому что у нее сильный бренд или на самом деле там хорошие преподаватели?
3. Все переоценивают свои способности. около 80% водителей считают себя лучше среднего. Т.е. люди в любом деле считают, что у них пойдет все «как по маслу» и без ошибок. На самом деле надо искать все худшие сценарии.
4. Общественное доказательство. Если все зевают, то и ты зеваешь. Если стоит очередь в мясной отдел, то ты тоже встаешь и тоже хочешь купить мяса. Если все говорят, что этот стол меньше, то и ты скажешь. Но если продукт самый продаваемый, это не значит, что он самый хороший.
5. Ловушка невозвратных потерь.
6. Взаимность. Когда вам что-то дарят просто так. А потом просят пожертвование, то у вас вызывают чувство вины. Большинство людей ведутся на это и жертвуют деньги.
7. Ошибка подтверждения. Когда мы думаем о чем-то, то усваиваем только ту информацию, которая подтверждает наши мысли. Поэтому нужно искать доводы, которые опровергают нашу гипотезу.
8. Авторитеты. До 1900 г после обращения ко врачу здоровье ухудшалось, а не улучшалось. Экономисты не могут предсказать экономический кризис. Экипаж самолета не мог указать на ошибку командиру из-за его авторитета и они разбивались.
9. Эффект контраста. Эксперимент с водой. 2 ведра с водой. В одном вода ледяная, в другом-обычная. После ледяной воды обычная вода кажется кипятком. Если обычная девушка придет с подругой -моделью на встречу друзей, то она будет казаться дурнушкой на фоне модели.
10. Эффект Внимания на то, что мы знаем. «Он всю жизнь курил по 3 пачки сигарет и дожил до 100 лет.» «Самый безопасный город- Семенов. Мой друг никогда там не закрывал свою дверь на ключ, никто его не ограбил». Мы преувеличиваем вероятность аварии в самолете, нападение убийц на улице и т.д. Но при этом мы недооцениваем выпадение зубов от сладостей. Чем ярче образ в памяти, тем он кажется нам вероятным.
11. Парадокс выбора. Провели эксперимент. В магазине провели бесплатную дегустацию 24 видов джема. На следующий день провели дегустацию 6 видов джема. Во второй день было продано в 10 раз больше. Надо сокращать свой выбор, чтоб быть удовлетворенным. Это касается и биржи.
12. Якорение. Когда вы не знаете точной цифры, то мозг ищет что-то похожее. Например, людей спрашивали вспомнить последние 2 цифры номера телефона. Потом спрашивали, сколько государств в ООН? Люди, у которых в телефонном номере число больше, называли больше государств. На основе этого работают продавцы домов, потому что очень трудно оценить стоимость дома. Преподаватель видел ваши оценки в прошлом и старается поставить такие же в будущем.
Вывод. Если давно хотите прочитать Черного Лебедя, то начните с этой книги. Она маленькая, простая и читается легко.
p.s. Узнал древнее математическое «правило семидесяти» – эмпирический способ приблизительной оценки срока, в течение которого величина вырастает вдвое при постоянном росте на некоторый процент. Согласно «Правилу»: Т = 70: r, где r – годовой процент роста, а Т – срок удвоения в годах.
Также Узнал старую немецкую пословицу: «Не надо спрашивать парикмахера, пора ли тебе подстричься».
«Не надо спрашивать парикмахера, пора ли тебе подстричься»