В 2023 году экономика России вырастет, и вырастет приличными темпами. Но это, к сожалению, не гарантирует продолжение такого роста на ближайшие лет десять.
Чтобы вам было интереснее читать и чувствовать суть момента, «притянем за уши» угрозу ядерного апокалипсиса. И покажем, что дела в экономике России прямо влияют на вероятность такой катастрофы.
Но главная мысль статьи другая: 2023 год покажет хороший экономический рост. И высокие темпы роста можно сохранить надолго.
С.А. Караганов взял на себя смелость начать очень важную дискуссию. Так, в своей статье «Тяжкое, но необходимое решение» он сказал, цитирую: «Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы».
Не все эксперты согласны с таким подходом. Например, Ф.А.Лукьянов написал ответную статью, смысл которой хорошо отражён в её названии: «Почему у нас не получится «отрезвить Запад» с помощью ядерной бомбы».
Я же предлагаю посмотреть на проблему с несколько, может быть, неожиданной, прикладной, точки зрения: как экономика может повлиять на решение применять или не применять ядерное оружие?
Представим себе такой сценарий.
Сразу после начала СВО экономика России валится под откос. ВВП падает на 8-10% или даже сильнее.
Приходится частично сокращать военные расходы и резко урезать другие расходные статьи бюджета. Благосостояние населения резко падает.
Дела на фронте от этого идут всё хуже, растёт «снарядный голод». Взятая Западом на полное довольствие Украина возвращает не только Донецк и Луганск, но и входит в Крым.
Возникает реальная опасность самому существованию российского государства. И военно-политическое руководство принимает решение применить ядерное оружие.
Подчеркну, это лишь гипотетический сценарий, показывающий, что экономическая ситуация в стране является одним из важных факторов.
===
Интересный комментарий прислал Александр Березин:
«Экономические проблемы действительно резко повышают шансы ядерной войны. Только механизм несколько иной.
Запад воспринимает всерьез только экономически сильные и растущие государства. Мы к таким до СВО явно не относились — из-за фактической стагнации 2009-2021 годов, со средним ростом ВВП стремящимся к 1% в год. Поэтому дело и дошло до конфликта вообще. А он, как ни странно, действительно создает риски ядерной войны — пусть и очень небольшие, но реальные.
Если бы рост нашей экономики в 2008-м не прервался, СВО — как и Майдан — вообще не случились бы в этих формах. США просто не стали бы обострять отношения с такой крупной экономической державой, которой мы были бы (ВВП ~вдвое больше нынешнего, больше немецкого или японского).»
Вывод: если в экономике России всё движется от плохого к худшему, то опасность применения ядерного оружия возрастает.
К счастью для всех, кто не хотел бы стать свидетелями применения ядерного оружия, экономика России развивается лучше ожиданий.
Падение ВВП на 8-11% – такой единодушный, если помните, прогноз давали в апреле 2022 года Банк России и Минэкономразвития РФ, МВФ и Всемирный банк. Вопреки этому прогнозу экономика России по итогам года не упала, а лишь споткнулась: ВВП сократился на 2,1% — даже меньше, чем во время пандемии в 2020 году.
Этот факт стал приятной неожиданностью для российских властей и неприятным сюрпризом для властей коллективного Запада.
Но на этом сюрпризы не закончились. Рост ВВП от 0,5 до 2,0% - таковы сейчас прогнозы Банка России, Минэкономразвития и МВФ. И столь же неожиданно для этих почтенных организаций рост ВВП России в 2023 году может составить более 6%. Об этом говорят наши расчёты.
Как мы отметили выше, коллапс российской экономики приближает опасность ядерного удара. Соответственно, текущая траектория развития российской экономики, бурный её рост в этом году опасность применения ядерного оружия, наоборот, отдаляют.
Казалось бы, можно перевести дух: по крайней мере состояние экономики не подтолкнёт российские власти на отчаянный шаг.
Опасность может заключаться в том, что ни российские власти, ни их западные оппоненты причины неожиданной устойчивости российской экономики в 2022 году не понимают. Как не понимают и причин высоких темпов роста экономики в этом году: повторюсь, мы ожидаем, что ВВП России вырастет в 2023 году на 6% или выше.
Казалось бы, какая разница, понимают или не понимают экономические власти причины вдохновляющей экономической динамики? Главное, что всё идёт хорошо.
Но в том то и дело, что, если власти не понимают, за счёт каких действий (или бездействий) случился экономический рост, то и разрушить правильные настройки экономики они могут очень легко. Причём не из злого умысла, а из самых добрых побуждений или просто по недоразумению.
И тогда угроза экономического коллапса вновь станет явной. И, соответственно, вероятность, что для спасения страны придётся прибегнуть к ядерному оружию, вновь возрастёт.
Президент за устойчивость к санкциям благодарит правительство Мишустина. Набиуллина причину устойчивости видит в изворотливости и проворности российских предпринимателей.
На самом же деле за устойчивость российской экономики в 2022 году надо благодарить наших «западных партнёров».
Именно они, заморозив золотовалютные резервы, лишили Центробанк той валютной гранаты, которой тот традиционно подрывал российскую экономику: что в 1998, что в 2008, что в 2013-15 годах.
Не говоря про Путина или Медведева, даже многие экономисты до сих пор не понимают, что когда Банк России, защищая рубль, проводит валютные интервенции (продаёт валюту, получая за неё рубли), то тем самым он «стерилизует», или, говоря проще, изымает эти рубли из экономики, считай, что сжигает их.
Именно сжатие Центробанком денежной массы российской экономики и было единственным детонатором всех перечисленных выше российских кризисов.
Оправился было по этому пути ЦБ и на этот раз.
«Для стабилизации ситуации на финансовом рынке Банк России принял решения начать интервенции на валютном рынке», — сообщил ЦБ в первый же день СВО, 24 февраля 2022 года.
И начал.
За один только день интервенции составили более 84 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов). Это как раз те темпы, которыми Сергей Игнатьев осенью 2008 года буквально загнал бурно растущую в первом полугодии 2008 года экономику России в глубочайший кризис (Россия упала тогда хуже всех в «Большой двадцатке»).
К сожалению для ЦБ, но к счастью для России, «западные партнёры» быстро лишили ЦБ возможности продолжать интервенции.
«Я думаю, российские финансовые институты и другие участники рынка понимают, что без возможности России защитить свою валюту та сорвется в свободное падение»,— самонадеянно заявил уже 27 февраля высокопоставленный представитель Белого дома (цитата по «РИА Новости»). ЗВР России в резервных валютах (доллар, евро и др.) были заморожены, а ЦБ лишился возможности проводить любые операции с этими валютами.
И это спасло нашу экономику… от подрывных интервенций нашего ЦБ.
Если ЦБ не изымает рубли из экономики своими валютными интервенциями, это предохраняет экономику от глубокого падения. Но роста от этого не будет. Откуда же возьмётся быстрый рост экономики в нынешнем, 2023 году?
И опять поблагодарим наших «западных партнёров». Дело в том, что более 10 лет и номинальная, и реальная (с поправкой на инфляцию) денежная масса в России росли очень низкими темпами. (Заметим, что для хорошего самочувствия экономике важен не номинальный, а именно реальный рост денежной массы, то есть, денежная масса должна расти быстрее цен).
Такая ситуация необычно низких темпов роста денежной массы временно сложилась в нашей стране к 2013 году. Но с приходом в июне того года на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной это «временное» стало «постоянным».
И вдруг в 2022 году денежная масса начала расти ускоренными темпами.
Сначала денежная масса в реальном выражении преодолела десятилетний «потолок» роста (13% в год), а затем поднялась выше 20% годовых, невиданных с 2010 года (см. график).
График.
Такие высокие темпы роста реальной денежной массы необычны. Но необычны они только для «эпохи Набиуллиной». В славное путинское десятилетие высоких темпов роста экономики (1999-2008) такие и даже более высокие темпы расширения реальной денежной массы были обыденностью.
Более того, откроем секрет: именно быстрый рост реальной денежной массы и был главным условием и причиной быстрого экономического роста в те годы.
Что же случилось? Неужели Эльвира Набиуллина вдруг поняла тайные пружины экономического роста?
Нет, российской экономике опять помогли «западные партнёры»: они, заморозив валютные резервы Центрального банка, в их составе заморозили и резервы правительства России. И именно это и привело к неожиданному бурному росту рублёвой денежной массы.
Выступая весной 2022 года в Госдуме при своём назначении на очередной срок, Эльвира Набиуллина на обвинения депутатов в потере резервов правительства (ФНБ) сказала, что ЦБ выплатит эти деньги правительству рублями (а «замороженную» на Западе валюту правительства перепишет на свой счёт).
Правительство вскоре понадобилось активно расходовать свою «кубышку», Центробанк включил условный «печатный станок», и рубли потекли в экономику России. Не благодаря тому, что Эльвира Набиуллина вдруг прозрела, а вопреки её воле.
Ибо к этому её вынудили враждебные действия «западных партнёров».
Что Эльвира Набиуллина быстрым ростом денежной массы недовольна, следует из её многочисленных выступлений и комментариев. В них она неоднократно сетовала и продолжает сетовать на то, что «бюджетный дефицит» (читай, поток рублей из ЦБ через бюджет в экономику) несёт риски роста инфляции. В этом же ключе высказывался и зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Тем не менее, в 2023 году экономика существенно вырастет. Но вырастет не благодаря, а вопреки устремлениям руководства ЦБ.
В 2022 году наша экономика устояла под градом санкций, а падение ВВП было даже меньше, чем в ковидном 2020 году. В 2023 году экономика неожиданно для всех может вырасти на 6% и более.
Такая динамика российской экономики отдаляет угрозу применения ядерного оружия.
Сохранится ли высокий темп роста ВВП на долгие годы, отдаляя риски применения ядерного оружия? Или после быстрого роста в 2023 году экономика России вновь свалится в трясину стагнации и риски вновь возрастут?
Это зависит только от того, сможет ли Эльвира Набиуллина, недавно отметившая 10-летие пребывания на посту главы ЦБ, осознать критически важную роль ЦБ в экономическом росте. Если сможет, это станет не только выходом из десятилетия экономической стагнации, но и отодвинет человечество от края пропасти под названием ядерная война.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм : https://t.me/m2econ
Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии
Вася Баффет, да, именно так, вы правы.
Дальше-то прочитали, или на этом остановились?
Понятно, что угроза подобного применения сотрёт фондовые рынки, экономику и ваши счета, вашу жизнь, после которой ничего не понадобится. Поэтому ядерная риторика не вызывает никакого отклика в нашей душе, кроме кислого разочарования, что всë закончилось так плохо.
А вот на то, что в Макдональдсе происходили домогательства, или представитель одной корпорации предложил подраться другому, рынки чувствительно реагируют, потому что пока все живы, будут хлеб и зрелища. Мёртвые не торгуют, экономика — для живых. Думаю, фондовые рынки от ядерной угрозы не обвалятся. Для чего? Чтобы что? Забрать свои деньги? А зачем?