С записью интервью можно ознакомиться
по ссылке.
Часть 1:Нефть.
— Про цены на нефть
Цены на нефть прогнозировать невозможно. Но прогнозы все равно полезны. В этом году либо останутся на текущем уровне, либо снизятся, так как на рынке наблюдается профицит (как с точки зрения добычи, так и с точки зрения транспортировки).
Мой комментарий: согласен с гостем. Дополнительно можно посмотреть на валюты экспортеров, их динамика полезна для прогноза будущей цены экспортируемого товара. Так, курс канадского доллара к американскому (нефть — основа канадского экспорта) в последние несколько месяцев стабилизировался, что может быть сигналом «нероста» цен на нефть.
— О ценовом потолке и эмбарго
Ценовой потолок в нынешних параметрах вообще ни на что не влияет, формально никто его не нарушает. Эмбарго со стороны ЕС — важный фактор, изменивший ситуацию на рынке. Экспорт российской нефти не упал из-за Индии и Китая — им нефть поставляется со скидкой (политический аспект здесь не причем, Индия и Китай получают чисто экономическую выгоду). Транспортное плечо выросло в 3-4 раза (довезти нефть до Европы — 1 неделя, до Индии — 3 недели, до Китая из портов европейской части России — 4 недели), но эта проблема решаема.
Мой комментарий: со всем согласен. Размер скидки считал по таможенным данным: для Китая дисконт составляет около 10%.
— Влияние России на стоимость нефти
Россия может успешно влиять на стоимость нефти, изменяя объем добычи. Это возможно благодаря тому, что на глобальном рынке нет свободных мощностей для замещения выпавших объемов.
— Доля российской нефти на мировом рынке
После ввода эмбарго страны ближнего востока перенаправляют свою нефть в ЕС, замещая Россию, при этом уходят из Индии. В целом в Европе чуть более высокий уровень цен.
Мой комментарий: с тем, что в Европе чуть более высокий уровень цен, не согласен. Цены как были примерно равные до февраля 2022 года, так и остались.
— Как перестройка нефтегазовой отрасли влияет на курс рубля
Фундаментально цены на нефть и курс связаны. До 2014 года была сильная связь. После 2014 года появилось инфляционное таргетирование и бюджетное правило, поэтому корреляция была слабой. В прошлом году все снова перевернулось: инвест. потоки стали меньше, влияние торгового профицита на курс выросло, поэтому корреляция стала сильной. Долгосрочно рубль будет слабой валютой, если не будет сырьевого бума.
Часть 2: Газ.
— Сокращение экспорта газа и компании газовой отрасли
Адаптация газового сектора проходит не так легко, как адаптация нефтяного. Альтернатив выбывшим объема экспорта трубопроводного газа в ЕС сильно не прослеживается. В ближайшие годы, пока не будет нового газопровода в Китай и договоренностей с другими странами, экспорт будет находится на уровне 100 — 120 млрд куб метров (в 2021 году экспортировали 200). Проблемы с экспортом не означают проблемы с добычей: основа газовой промышленности России — это внутренний рынок. Будет меньше прибыли и у Газпрома, и у государства.
— Газификация внутри страны
Сложность газификации внутри страны заключается в том, что она идет в негазифицированные отдаленные районы. И идет она «без привлечения средств граждан». Кто заплатит? Сейчас на этот вопрос нет внятного ответа. Предполагалось проводить внутреннюю газификацию за счет сверхприбылей от экспорта в ЕС. Нет экспорта — нет сверхприбылей.
— Что будет с Северными потоками
Никто не знает :)
— Где Европа будет брать газ на замену российскому
Потеря российских поставок трубопроводного газа была замещена СПГ из США и других стран, в т.ч. Китая. + сократилось совокупное потребление. Острой необходимости в российском газе скорее всего не будет.
— О Силе Сибири 2
Сила Сибири 2, видимо, будет, но не понятно когда. Скорее всего, потребуется еще несколько лет переговоров по формуле цены на газ, после согласования еще 5 лет понадобится на строительство. Если вспомнить, как развивалась ситуация по Силе Сибири 1, то переговоры могут идти достаточно долго. Китаю новая труба выгодна, но острой необходимости нет.
— О Газпроме
Газпрому нужно менять бизнес модель, которая работала десятилетия. Чтобы значимо переориентировать объемы в Центральную Азию, Турцию и Китай, потребуется около 10 лет. Есть возможность зарабатывать больше на внутреннем рынке, будет идти дискуссия относительно устройства внутреннего рынка газа.
— Проблемы и перспективы НОВАТЭКа
НОВАТЭК сталкивается с проблемами технологического плана: Акртик СПГ 2 строился с ориентацией на западные технологические решения. Первая очередь будет введена, остальные под вопросом. Отечественные технологии уступают в эффективности и надежности. У Китая нет нужных компетенций в сфере СПГ, поэтому помощи не будет. Прошлый год для НОВАТЭКа был отличный: экспорт российского СПГ в Европу вырос на 20%.
Часть 3: Инвестиции.
— Во что инвестирует Марсель Салихов
Консервативный портфель, в основном из облигаций и некоторого количества акций. Придерживается широкой диверсификации.
— Акции каких компаний были куплены недавно
Недавно ничего не покупал. В портфеле есть Сбер, Газпром, Ростелеком.
— Что из инвестиционных стратегий работает в России
Инвестирование в компании малой капитализации в России не работает, в отличие от западных рынков. В России, как и на остальных рынках, работает моментум, или по-русски импульс. Марсель Салихов сам проводил анализ: у растущих акций сохраняется тенденция к росту, у падающих компаний сохраняется тенденция к падению. Но подобные стратегии должны быть хорошо диверсифицированны: выбираете 10-20% выросших компаний и равномерно в них вкладываетесь.
Мой комментарий: полностью согласен, моментум работает практически по всему миру. На российском рынке сам торгую.
— На сколько российские компании адаптировались к санкциям
Сложный вопрос: компании не стремятся раскрывать свою внутреннюю кухню (нет ни отчетов, ни конференц-коллов с аналитиками). Исходя из имеющейся публичной информации можно сделать вывод: адаптация, более или менее, уже произошла. Мы не наблюдаем серьезных проблем с вывозом грузов.
Преодолеть технологические ограничения сложнее. Если, например, посмотреть на нефтесервис: доминировали российские компании, западный нефтесервис занимал около 10% рынка, но эти 10% западных услуг — наиболее технологичные сегменты (сложные методы увеличения нефтеотдачи, гидроразрыв пласта, сложная сейсморазведка и т.д.). Активы этих западных фирм, конечно, были проданы российскому менеджменту, но доступ к глобальным компетенциям будет все менее доступным.