Часть 3. Гегемония
Доллар – коварная зеленая бумажка, являющая собой фундамент американской гегемонии на планете. Если значение ее снизится до стандартной национальной валюты – останется ли гегемония?
Мировые умы считают, что сохранение ведущего лидерства в таких условиях маловероятно. Если доллар потеряет товарную ценность, то мировое влияние страны-печатного станка будет если не ликвидировано, то весьма серьезно подорвано.
Тем не менее в головах многих бытует мнение, что потеря гегемонии невозможна. Не та страна США, чтоб просто так уступить свое лидерство в мире, а потому гегемония будет жить и процветать.
Так ли это?
Хотелось бы отметить, что в мире нашем ничего не вечно, все меняется, и иногда слишком уж быстро. Вчерашние враги становятся друзьями, друзья – врагами, кто-то разоряется, кто-то разживается, кто-то насморк подцепил.
И по поводу гегемонов необходимо отметить важную деталь – за всю историю мира их было много.
Можно копнуть очень далеко, вспомнив ассирийцев и Вавилон, или еще дальше, упершись в шумеров и Древний Египет. Можно поближе – Греция при Александре, Рим при Цезаре, Византия при Константине, Монгольская Империя при Батые.
А кроме них были голландцы, испанцы, англичане… Вот дошла очередь и до США. Все гегемонии рано или поздно заканчиваются, этот круг пока не удалось разорвать никому. Так что рано или поздно и текущая гегемония пошатнется.
Разумеется, это случится не потому, что мы или кто-то еще этого хочет. От коллективной хотелки и события нас отделяет суровая реальность. Впрочем, коллективная хотелка также не поможет гегемону им остаться, потому что суровая реальность все равно зарешает.
Текущий кризис вновь заставил участников мирового экономического сообщества задуматься – а может, того, гегемон всё? Или же это просто очередной кризис, коих было немало?
Предвидеть обрушение одного и зарождение другого (да-да, это тоже почти постоянный эпизод истории) гегемонища на 100% не может никто. Однако полезным будет осветить ситуацию, в которой оказался мир – с точки зрения финансово-экономических отношений.
Отметим, что законы экономики – это все равно законы. Как, скажем, законы физики. Законы физики выражены куда точнее (имеется ввиду ньютоновская, а не квантовая), влияние каких-то случайных переменных в физике пренебрежимо мало, потому там все намного строже.
С экономикой сложнее ввиду меньшей ее формализованности и большим поведенческим аспектом. Но законы для нее существуют и все также незыблемы.
Например, нельзя потреблять больше, чем производишь. Можно, конечно, использовать отложенные обязательства, платить в долг и так далее – но само производство должно соответствовать.
Нельзя совершать бесконечную эмиссию, не получая взамен столь же бесконечной инфляции. Да, можно перекладывать средства в фонды, перетаскивать в долги, перераспределять между другими участниками рынка – но по мере исчерпания возможностей деньги будут дешеветь.
Простые, казалось бы, законы порождают, однако, ряд кривотолков, что законы могут быть обойдены. Со стороны это напоминает детей, которые увидев фокус с исчезающим кроликом начинают рассуждать про то, что в физике не все так однозначно, и вообще ваши представления устарели.
Но фокус есть фокус, и его бесконечное проворачивание не порождает новых кроликов. Влияет на умы потребителей, безусловно, но кроликов больше не становится.
Доверие же базируется на безупречности исполнения, и вот когда кролику надоест сидеть под столом, и он вдруг захочет вылезти оттуда, или, когда фокуснику надоест проделывать одно и то же и он начнет ошибаться – вот тогда доверие аудитории начинает шататься, а волшебство становится мрачной обыденностью.
Чем заканчиваются фокусы в финансовых операциях – читайте в следующих частях.
Больше интересных постов в моем телеграм-канале: t.me/invest_fynbos
А в том что экспорт превышает импорт нет вообще ничего драматичного. А уж как это может весьма эффективно развивать собственную страну вам китайцы нагляднейше подтвердят. Тут лишь одно огорчает, что мы никак не перешагиваем уровень арабов — ибо куда полезнее продавать готовые изделия с высокой долей добавленной стоимости, чем просто сырье.