DIGITAL_DOG
DIGITAL_DOG личный блог
26 ноября 2012, 03:08

Пиррова победа Барака Обамы

Пиррова победа Барака Обамы.

 Пиррова победа Барака Обамы



В США прошли президентсеие выборы – Барак Обама победил Митта Ромни в президентских выборах – Америка ликует.
Мы же посмотрим на то, с чем придётся столкнутся старому-новому президенту
Итак...
Ближайшие годы для Америки обещают быть очень тяжёлыми: раздрай в верхах, мучительное сокращение бюджетного дефицита, урезание кредитных рейтингов страны главными агентствами и прочие неприятности, скорее всего ознаменуют второй срок Обамы.
В 2012 году размер госдолга США перевалил за психологически важную отметку в 100% ВВП. К началу нового финансового года (т.е. на 1 октября) он уже превысил 103% и продолжает увеличиваться. Соединенные Штаты впервые в своей истории перешагнули очередной барьер государственных заимствований в $16 трлн.
Данные, опубликованные Министерством финансов США, свидетельствуют о том, что госдолг наконец превзошел это значение. При этом, как оказалось, порог был пройден еще 31 августа, однако данные об этом появились только теперь. По данным на конец лета, американский госдолг оценивался в $16,015 трлн., а ежедневный рост составляет $25 млрд.

До очередного потолка, законодательно установленного на уровне $16,394 трлн., остается совсем немного, и вполне вероятно, что до конца года этот порог будет пройден. В такой ситуации президентской администрации придется просить Конгресс оформить очередное повышение предельного уровня заимствований, что перед выборам окажет явно негативное воздействие на рейтинг президент Барака Обамы.
По последним оценкам Fitch, министр финансов США, вероятно, будет вынужден осуществлять чрезвычайные антикризисные меры уже к концу 2012 года, чтобы поддержать платежеспособность США в условиях сохранения действующего потолка госдолга (лимит установлен на уровне 16,394 трлн долларов). Очередной провал попыток президента своевременно прийти к соглашению по повышению потолка госдолга — подорвет доверие к США как надежному заемщику и, следовательно, высший кредитный рейтинг страны. Это вызовет снижение суверенного рейтинга США, говорится в документе агентства.
Более того, в штатовский ВВП входит такой явно «левый» показатель, как приписная рента – фиктивный доход людей от того, что они живут в собственном доме, а не снимают жилье. Разумеется, реально этих денег как дохода в природе попросту нет, так что их включение в ВВП не совсем корректно – и за пределами США пока не практикуется. Для сопоставления с другими странами приписную ренту следует выкинуть – и тогда госдолг превысит уже 110% ВВП. Намного больше, чем у Испании, которая не сходит со страниц СМИ в связи с «недоверием инвесторов к ее долговым обязательствам» (справедливости ради: чистая международная позиция у Штатов в разы меньше). После только что прошедших президентских и парламентских выборов «старой-новой» администрации и частично обновленному Конгрессу придется срочно начинать искать пути урезания бюджетного дефицита. В противном случае рейтинговые агентства грозятся принять во внимание ухудшение показателей платежеспособности США – да и рынок может начать воспринимать американские «казначейки» много хуже, чем сейчас.
Часики тикают: если компромисс между ведущими партиями не будет найден, то уже с 1 января 2013 года налоговые льготы, введенные еще президентом Бушем-младшим (и действующие по сей день) автоматически утратят силу. Это подорвет совокупный спрос и, заодно, уронит все финансовые рынки. По оценкам аналитиков, только налог на дивиденды вырастет в 2,5 раза, что опустит ведущие фондовые индексы Штатов минимум на 15-20%. А ведь все еще и признают неизбежным сокращение госрасходов – вкупе с одновременным повышением налогов это породит резкий спад экономики, передвигающейся на «костылях» казенного стимулирования.
Дефицит федерального бюджета в США в последние годы составляет порядка 10% ВВП. Но исчезновение стимулов такого масштаба ($1,5 трлн в год) грозит немедленным обвалом. Эта опасность сейчас и рассматривается как основная – термин «Финансовый обрыв» или Fiscal Cliff как раз описывает картину после «автоматической» фискальной консолидации. Дополнительную трудность положению властей придает крайне плохое состояние финансов штатов и муниципалитетов. Возможности их дефицитного финансирования сильно ограничены, поэтому большие сложности там очевидны уже сейчас, и они становятся заметным фактором в общенациональном масштабе.
Термин «фискальный обрыв» относится к бюджетной сфере США. Этим понятием в Соединенных Штатах обозначают серию последовательного повышения налогов и сокращения государственных расходов, которая должна начаться в 2013 году. Данные меры экономии должны вступить в силу автоматически, если администрация президента и конгресс не смогут достичь компромисса в вопросе снижения расходных частей бюджета. В денежном выражении fiscal cliff представляет собой, в частности, повышение налогового бремени на американцев и сокращение госрасходов приблизительно на 600 млрд долларов с 1 января 2013 года.
Рейтинговые агентства напряглись – и ряд крупных глобальных инвесторов начинает предсказывать крах долговой пирамиды США в ближайшие годы, если ничто не изменится. Поэтому в правящих кругах Штатов есть понимание необходимости фискальной консолидации в ближайшее время – причем консолидации управляемой, а не мгновенного исчезновения налоговых льгот и урезания расходов казны. Но как этого добиться? Ведь фундаментальные причины глобального кризиса не устранены – реальный (а не стимулированный бюджетными раздачами) частный спрос явно ниже, чем совокупное предложение. Значит, устранение «подпорок» ввергнет мировую экономику в спираль сжатия – падение производства, увольнения и, как следствие, новый виток сокращения спроса. Именно благодаря программам стимулирования масштаб реального падения экономики пока еще заметно уступает степени обвала частного спроса – последний же огромен: если устранить махинации статистиков с инфляцией, то выяснится, например, что зарплаты американцев в среднем уже опустились до уровней более чем полувековой давности.
Теоретически можно попробовать ничего не менять, то есть продолжать поддерживать огромный дефицит в надежде, что рано или поздно «экономика сама запустится». И у США здесь наибольший ресурс во всем мире – центробанк (ФРС) эмитирует главную мировую резервную валюту, в которой к тому же номинировано большинство торгующихся на мировых биржах товаров и международных финансовых инструментов. Но и этот ресурс все же ограничен. А экономика не «запустится»: нынешний спад есть неизбежная, хотя и тяжелая, плата за четверть века «кутежа взаймы» — так или иначе ее все же придется вернуть.
Понятно, что власти, а особенно популист Обама, делать этого не хотят. Лидер, предложивший позволить экономике упасть до равновесного состояния, в демократическом обществе сразу станет политическим самоубийцей. Значит, администрация Обамы будет стараться проводить прежнюю политику – пользуясь перманентно «подставленным плечом» центробанка. Однако это вряд ли принесет успех – и не только потому, что кризис вполне объективен. Для американских властей существует еще ряд ограничений в такой политике.
Прежде всего, даже вне контекста кризиса тактика Обамы плоха – крайне низкий процент подрывает «безопасные» сберегательные вложения (в облигации), в том числе и долгосрочные инвестиции пенсионных фондов. В условиях грядущего массового выхода на пенсию поколения бэби-бумеров это чревато большими неприятностями. Из-за обесценения пенсионных сбережений масса народа в возрасте свыше 55 лет вынуждена продолжать работать, тем самым лишая рабочих мест молодежь. Ведь львиная доля прироста занятости после официального «окончания рецессии» пришлась именно на эту возрастную категорию.
Далее, опасно сочетание слабого спроса, оказывающего мощное дефляционное давление на производство, и эмиссии центробанков, порождающей «пузыри», в том числе на рынках базовых товаров. Инфляция издержек заставляет реальный сектор поднимать цены – но слабость спроса делает подобное почти невозможным. Единственным выходом в таких условиях остается урезание затрат через сокращение персонала, и зарплат остающимся. В итоге еще больше подрывается совокупный спрос. Как это ни парадоксально для господствующих «монетарных наркоманов», эмиссионные потуги центробанков уже среднесрочно не только не помогут снижению безработицы, но, напротив, рискуют породить на рынке труда новые обвалы.
«Инерционный» сценарий в случае достижения договоренностей между ведущими партиями — «фискальный обрыв» не состоялся, дела идут как прежде — возможен. Но он все равно означает перманентное ухудшение дел в экономике и социальной сфере, а также растущую опасность паники держателей казначейских бумаг США. Последние в какой-то момент могут просто не выдержать и «убежать в кэш» на фоне быстро пухнущего госдолга страны. Наконец, республиканцы сохранили большинство в Палате представителей Конгресса, а в Сенате по-прежнему лидируют демократы, что усложняет продвижение инициатив Обамы. В общем, ближайшие годы для Америки обещают быть очень тяжёлыми: раздрай в верхах, мучительное сокращение бюджетного дефицита, урезание кредитных рейтингов страны главными агентствами и прочие неприятности, скорее всего ознаменуют второй срок Обамы. И все это на фоне новых волн сжатия экономики, которая в любом случае должна будет прийти к своему «естественному» (или, если хотите, «равновесному») состоянию. Скорее всего, этот процесс начнется уже в будущем году – хотя и не факт, что в самом его начале. А финиш реален лишь к 2015 году, если не позже. Маловероятный «фискальный обрыв» на этом фоне – далеко не самая большая проблема.
Подводим итог: Пложение Б.Обамы очень незавидно так как «фискальный обрыв» – не единственная и далеко не самая большая проблема, но как президент «второго срока» — он может идти на непопулярные меры.
Новых методов по спасению экономики – кроме продолжения «финансового смягчения», а говоря по простому 3-х сменной работы печатного станка – шлёпающего днём и ночью зелёные фантики (доллары) у Б.Обамы не осталось, в то время, как ещё до окончания 2012г. его поджидают две большие проблемы – «фискальный обрыв» и превышение порога государственного долга Америки.
Вновь избранный президент США Барак Обама после выборов будет вынужден как можно быстрее достигнуть соглашения о предотвращении так называемого фискального обрыва (fiscal cliff) и добиться повышения лимита уровня государственного долга.
Перед переизбранным президентом стоит главная проблема экономической политики, считают аналитики: запустить надежный план сокращения дефицита бюджета, который необходим для поддержки восстановления экономики и уверенности в США. Решение этой проблемы, вероятно, приведет к сохранению высшего рейтинга США («ААА») по версии рейтингового агентства Fitch Ratings. Этому рейтингу ранее был присвоен негативный прогноз. Этому рейтингу ранее был присвоен негативный прогноз. Он отражает мнение сотрудников агентства, согласно которому неспособность избежать фискального обрыва, своевременно поднять потолок долга и заключить надежное соглашение о сокращении дефицита бюджета, скорее всего, приведет к понижению рейтинга США в 2013 году.
Если Обама хочет избежать финансового и экономического кризиса, он должен решить проблему фискального обрыва и лимита госдолга, уверены сотрудники Fitch. Они считают, что финансовый обрыв втолкнет экономику США «в ненужную и предотвратимую» рецессию и приведет к увеличению в 2013 году безработицы до уровня выше 10%. По мнению аналитиков агентства, предусмотренные fiscal cliff меры не смогут полностью решить долгосрочные причины роста государственных расходов и существования относительно узкой и нестабильной базы налогообложения в США.

2 Комментария
  • siva
    26 ноября 2012, 07:05
    Ссылку на источник давать не научили??? Даже с ошибкой передрал в заголовке… sell-off.livejournal.com/2303497.html

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн