Выход нашумевшей игры Atomic Heart от студии Mundfish заставил нас вновь обратить внимание на игровую индустрию. Стало интересно, как игровые компании зарабатывают на крутых играх с большим бюджетом? Что это вообще за рынок и куда может вложиться частный инвестор?
Если не хочется читать всю статью: рынок видеоигр насыщен и труднопрогнозируем. Инвестировать можно либо в крупные компании (акции стоимости), либо в разработчиков хардвера.
♦️ Рынок масштабный, половину составляет мобильный сегмент
Newzoo — The Games Market in 2022
В 2022 году общий объем рынка составил $184,4 миллиарда.
♦️ Весь рынок поделен между 3 игровыми платформами
50% — мобильные устройства: смартфоны и планшеты, $92,2 млрд.
28% — консольные игры на PS и Xbox, $51,8 млрд.
21% — игры на PC, $38,2 млрд.
Особняком стоят умирающие браузерные PC-игры — оставшийся 1%, это $2,3 млрд.
Newzoo — The Games Market in 2022
В 2022 году в игры играет 3,228 млрд человек. К 2025 году аналитики ожидают роста игроков до 3,572 млрд.
Newzoo — The Games Market in 2022
Самый большой рынок в Азии: и по деньгам — 48% рынка — 87,9 млрд, и по количеству игроков -54% игроков — 1,741 млрд.
Правда заработать на этом рынке получается лучше у локальных игроков. Культуральные особенности и политические риски (чтобы выпустить игру в Китае, необходимо получить разрешение от компартии) мешают многим западным играм быть успешными в Азии.
Северная Америка, занимая последнее место по числу игроков (7% игроков — 232 млн), является второй по объему рынка (26% — $48,4 млрд).
В итоге самый большой рынок Азии приносит большинству западных разработчиков куда меньше денег, чем рынок США.
Европа чуть хуже США, а доля Африки, Востока и Южной Америки незначительны (в сумме около 9% рынка). Это связано с низким уровнем жизни. Население этих стран — потенциальные клиенты в будущем, но не сегодня.
♦️ Игры окончательно вписались в нашу жизнь.
Есть миф, что видеоигры это удел подростков, однако это не так. Сегодня геймер — это человек ~ 30 лет. Мужчин чуть больше: 55%, против 45% женщин. Это значительная, экономически активная часть населения.
Многие если и не играют в компьютер, то хотя бы коротают время в метро, разрубая фрукты и овощи или разгадывая мобильную головоломку. Сейчас игры уже часть нашей жизни.
♦️ Рынок будет расти до 2025 года, но темпы замедляются
Newzoo — The Games Market in 2022
Рынок видеоигр очень насыщен и конкурентен. Он уже обошел рынки кино и музыки. К 2025 году общий его объем составит уже $211 млрд — расти есть куда, но темпы роста, скорее всего, замедляться.
♦️ Что влияет на рост?
Сами по себе компьютеры и смартфоны с играми уже проникли в жизни людей в странах с развитой экономикой, а остальные рынки быстро не подтянутся.
Ушел и Ковид. В свое время запертые дома люди обеспечили неестественный прирост игроков.
Импульс к росту могут дать новые ниши — VR, блокчейны, метавселенные. Все это сейчас в тренде, а оборудование здесь стоит приличных денег (и может принести хорошую прибыль хардверу).
♦️ Теперь поговорим о компаниях
Все компании в секторе можно разделить на:
Платформодержатели — создают и продают устройства и ПО, на базе которого запускаются игры. Это PS и Xbox.
Компании: Sony, Microsoft, Blizard, EA.
Разработчики — создают игры (часто это студии в составе компаний издателей)
Издатели — занимаются выпуском игры. Могут как владеть компаниями-разработчиками, так и издавать игры сторонних разработчиков за долю от продаж.
Инди-разработчики — небольшая компания-разработчик, которая не принадлежит крупному издателю или платформодержателю. Обычно или сама распространяет свои игры, или заключает договоры с внешними издателями. Инди — по определению маленькие компании. Часто они занимаются казуальными* играми.
Hardware — разработчики/производители “железа”
Казуальные игры — игры, предназначенные для широкого круга пользователей. Казуальные игры отличаются простыми правилами и не требуют от пользователя затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков.
Примерный путь игры на рынок выглядит следующим образом:
В разработке игры может принимать участие как одна компания, так и сразу несколько.
Например, знаменитая GTA V при запуске показывает нам логотип компании Rockstar Games — издательской компании, выпустившей игру на рынок.
Саму игру произвела компания Rockstar North — одна из девяти студий, которыми владеет Rockstar Games. Владельцем же самой Rockstar Games является корпорация Take-Two Interactive — именно ее акции торгуются на бирже.
На платформах Sony для PS и Microsoft для Xbox соответственно велась продажа GTA V. Таким образом всего лишь одна игра составила часть выручек сразу нескольких компаний.
♦️ Так в кого мы можем инвестировать?
Инди — отпадают сразу. Это слишком маленькие компании, которые не торгуются на бирже.
Разработчики и издатели довольно часто подчинены головной компании. Это крупные компании, которые можно даже отнести к акциям стоимости.
У таких компаний есть одна проблема — помимо того, что большой потенциал в них уже реализован, сам по себе рынок видеоигр труднопредсказуем.
В отличии от других секторов, здесь труднее предсказать, успешен ли будет продукт. В промышленности все попроще — есть продукция, есть объем производства, есть спрос. При всех равных условиях 2 одинаковые компании могут генерировать примерно равный доход.
Создание игр — процесс и технический, и творческий. Сможет ли игра удовлетворить эфемерный спрос пользователя, заранее не известно.
Newzoo — The Games Market in 2022
Большинство компаний сейчас перешло на работу с крупными проектами. Выпускаются высокобюджетные проекты (AAA), что в дополнении с хорошим бэкграундом компаний позволило надежнее прогнозировать доходы.
По такому типу компании штампуют целые серии игр - Call of Duty, GTA, Battlefield и множество других.
Ряд подразделений в компаниях попутно занимаются казуальными играми. Так компания King(подразделение Activision Blizzard) выпустила успешную игру Candy Crush и заработала для головной компании миллиарды долларов (ежедневно игра приносят разработчикам около $2,5 млн).
Впрочем случай с Candy Crush скорее исключение — казуал не часто приносит такие прибыли. Крупные проекты тоже дают осечку. Так неуспешный релиз Cyberpunk 2077 уронил акции CDPR практически вдвое.
Так как сам по себе рынок труднопрогнозируемый, а торгуемые на биржи компании — акции роста, может стоит обратить внимание на другой лагерь — компании хардвер.
Хардвер — конструктивная, материальная часть компьютера, «железо», в противоположность компьютерной программе — софтвера.
Компании производители хардвера, знакомые нам и по выпуску игр, это например Apple, Microsoft, Sony, Google. Из тех, кто торгуется на бирже, можно рассмотреть HP, Dell Technologies, AMD, Intel и NVIDIA.
Все они напрямую связаны с игровым сектором и можно поискать идеи там (но стоит учитывать, что у многих компаний игры и хардвер далеко не единственное направление).
Не стоит забывать и про тренды, например про метавселенные. Компания Meta*, например, в свое время полностью ушла в развитие свое метавселенной (но инвестировать в нее сейчас уже незаконно).
*Запрещенная в России организация.
Пока все проекты еще сырые, но за метавселенными будущее, и первое, что им понадобится, как раз хардвер.
Сейчас Apple работает над собственной метавселенной, которую могут представить вместе с фирменной VR-гарнитурой, и это вполне может сильно изменить рынок.
Компания однажды уже перевернула наше представление об электронных часах — до Apple это был сомнительный продукт, однако компания создала Apple Watch, ставшиесамым популярным носимым на руке устройством. Вполне вероятно, что компанию ждет успех и здесь.
Как мы видим, рынок видеоигр достаточно обширный и сказать, куда инвестировать, достаточно трудно. Основные варианты — инвестировать в компании-разработчиков (они сейчас уже акции стоимости) или же искать идеи в хардвере и следить за новыми трендами (метавселенные, блокчейн).
Если решили зайти на рынок — выберите направление и внимательно изучите компании. Вполне возможно, что вы найдете для себя перспективные идеи.
Diamond, например?
Diamond, так на бирже то нет мелких и перспективных)
откуда им там взяться то :)