Поставки российской нефти Urals на рейдовые перевалки (ship-to-ship, STS) у берегов стран ЕС резко сократились в марте на фоне растущей обеспокоенности европейских властей относительно санкционных ограничений, а также ослабления ледовой обстановки в портах РФ, по данным трейдеров и Refinitiv Eikon.
Так, поставки Urals в один из основных пунктов для операций STS, недалеко от греческой Каламаты, в марте упали до уровня ниже 0,3 миллиона тонн против около 1 миллиона тонн в месяц в январе-феврале.
Поставки Urals в другой популярный пункт STS-перевалки — Сеуту, испанский анклав на побережье северной Африки, в марте составили лишь 100.000 тонн по сравнению с примерно 0,5 миллиона тонн в среднем в месяц в январе-феврале.
Испанское правительство ужесточило правила в отношении перевалки нефти «борт-в-борт» после всплеска такой активности вдоль береговой линии страны.
Помимо возможных проблем с властями ЕС, грузоотправители сократили STS-операции по сравнению с зимним периодом, поскольку необходимость использовать суда ледового класса при отгрузке из российских портов на Балтике почти отпала.
«Зимой есть смысл перегрузить судно ледового класса в неледовый класс для дальнего плавания в Азию, чтобы сократить расходы, а сейчас можно использовать то же самое», — сказал Рейтер трейдер на европейском рынке.
Другой трейдер сообщил, что в ближайшие месяцы может появиться больше точек STS для Urals, но, скорее всего, за пределами европейского региона.
Поставки Urals в Индию в марте оставались высокими — страна оставалась абсолютным лидером по закупкам морских партий Urals и приобрела около 70% месячного плана отгрузки.
Согласно данным Refinitiv Eikon и расчетам Рейтер, Китай остался на втором месте с примерно 8%, а Турция — на третьем с 7%. Четвертым по величине покупателем была Болгария с долей 5%, единственная европейская страна, которой разрешено покупать морскую российскую нефть после эмбарго ЕС.
fomag.ru/news-streem/postavki_rossiyskoy_nefti_urals_na_reydovye_perevalki_v_evrope_upali_v_marte_treydery_refinitiv/