Существуют рейтинги дорогих ребрендинговых компаний. Если взять затраты только на ребрендинг, то самым дорогим был ребрендинг BP, который обошёлся в $210 млн. Некоторые кампании были приурочены к крупным сделкам по поглощению, и там фигурируют и более крупные суммы, но покупку конкурента всё же вряд ли уместно включать в затраты.
В России известны кампании ребрендинга сотовых операторов, оцененные в 3 млрд руб. Так что ребрендинг МТС – сравнительно недорогой. Если бы МТС вознамерилась поставить рекорд по затратам на ребрендинг, то реакция российских игроков фондового рынка была бы нервной, но относительно скромная сумма не вызовет большого интереса.
Делицын Леонид
ФГ «Финам»
Стоимость акций российских операторов связи сейчас зависит, в основном, от перспектив выплаты дивидендов. Добавить ясности в этот вопрос операторы не могут, потому что, с одной стороны, не хотят уронить цену акций, предложив акционерам дивидендную диету, а с другой, не могут обещать выплату дивидендов, не имея финансового ресурса.
Раньше они могли увеличивать кредиты и ободрять фондовый рынок дивидендами, но теперь им могут остро понадобиться средства, на случай если оборудование начнёт массово выходить из строя.
По этому вопросу прояснить ситуацию они тоже не могут, из соображений национальной безопасности. Есть сообщения о том, как операторы проявляют смекалку – на днях было сообщение, что Tele2 увеличивает высоту подъёма антенн на 16 метров, что позволяет увеличить обслуживаемый станцией трафик на 47%. Проблема в том, что пользователи привыкли увеличивать трафик именно такими темпами не разово, а каждый год.
Через год придётся придумать что-то ещё. В этой ситуации операторы ничего не обещают (а некоторые, как, например, «Ростелеком», и не отчитываются) и ждут наступления геополитической разрядки.