Чтобы понять почему, для начала стоит обратить внимание на их избыточную доходность по сравнению с денежными эквивалентами, такими как казначейские облигации. В долгосрочной перспективе авторы отчета оценивают этот показатель для долларовых инвесторов в 6.5% в годовом исчислении, что даже выше 5.9% по американским акциям. Еще лучше то, что такая доходность мало коррелирует с акциями и обратно пропорциональна доходности облигаций.
Товарные фьючерсы можно сочетать с другими активами, чтобы создать портфель с оптимальным соотношением риска и доходности. При среднестатистических ставках портфель, равномерно распределенный между акциями и товарными фьючерсами, обеспечил бы более высокую доходность, чем портфель, состоящий только из акций, а волатильность составила бы три четверти. Лучше всего для инвестора, который опасается высокой инфляции и низкого роста, то, что в периоды стагфляции товарные фьючерсы имели среднюю избыточную доходность 10%.
Все это привлекает эффективные финансовые компании. Хедж-фонд AQR Capital Management, известный своими сложными математическими расчетами, в апреле прошлого года опубликовал статью под названием «Создание более эффективного портфеля сырьевых товаров». Инвестиционная компания Citadel, которая в прошлом году побила рекорд по годовому приросту в долларовом выражении, годами развивала подразделение по сырьевым товарам. Этот бизнес составил значительную часть чистой прибыли Citadel в размере $16 млрд, заработанной для клиентов.
Тем не менее, товарные фьючерсы остаются скорее редким классом активов, чем основой портфеля. Как показывает практика, подобно другим инвестициям они не обеспечивают гарантированную доходность. Академики Гэри Гортон и Герт Рувенхорст обратили внимание на достоинства сырьевых товаров в статье, опубликованной в 2006 году. Это было как раз вовремя, учитывая глубокий и продолжительный кризис, начавшийся в феврале 2008 года. С этого момента обобщенный индекс цен на сырьевые товары потерял 42% в реальном выражении и смог вернуться на пик только в сентябре 2021 года. Это напугало инвесторов.
Другая причина связана с незначительными размерами рынка. Товарные фьючерсы составляют менее $500 млрд, или 0.2%, от общего объема глобальных инвестиционных активов на сумму $230 трлн. При этом физические поставки ограничены. Если бы крупнейшие мировые инвесторы вложили средства во фьючерсы, они исказили бы цены настолько, что сделали бы это занятие бессмысленным. Однако мелким фирмам — и таким компаниям, как Citadel, которые могут быстро заработать деньги, — товарные фьючерсы предлагают множество преимуществ. И так будет, даже если от Пауэлла продолжат поступать плохие новости.
www.economist.com/finance-and-economics/2023/03/09/why-commodities-shine-in-a-time-of-stagflation