Взял себе книжку почитать примерно год назад, на распутье, когда в чатах обсуждались темы эммиграции белой гвардии, возврата к коммунизму, тёмных времён и много чего ещё. Хотелось понять для себя ещё раз, что могло быть хорошего в коммунизме, и что есть плохого в капитализме.
Книга как раз неплохой сборник размышлений на эту тему.
Много говорить тут нечего, всё-таки это классика, хотя и не очень, наверное, популярная в наше время. Если кто не в курсе, то Ефремов одно время помогал «подниматься» Стругацким, они даже называли его «чиф» (шеф). Но уже позже, после его смерти, высказались, что мол хоть он и был мастодонтом и огромной фигурой, но писатель был не очень.
В этом смысле роман, действительно, скорее не литературное произведение, а филосовские размышления. И довольно глубокие и складные, хоть и не так уж просто читать.
Что я отметилL я писал уже тут рецензию на книгу
«Спотыкаясь о счастье» Дэниэла Гилберта, там очень легко, убедительно автор-психолог рассказывает рецепт личного счастья: выбирать наиболее результативные решения и повороты судьбы с точки зрения личной пользы и вероятности их достичь.
И у Ефремова, который написал свою книгу примерно за 50 лет до Гилберта, тоже есть свой рецепт для счастья. Очень похожий.
Но оцените фундаментальную разницу: максимального счастья, говорит Ефремов, можно достичь, если совершать поступки максимально полезные для всего человечества.
Очень такая романтическая книга.
ПересвѢт,
а из неправильных — цветов наделать))
Да и евгеника тут не поможет: систему, где большинство работает во благо общества, легко сломает один, который работает на себя. Причем этот едноличник будет проявлять большее стремление к власти, чем коллективисты. В итоге единоличник окажется руководителем, а коллективисты будут на него пахать. История СССР это подтверждает, там едноличники руководили, а коллективисты пахали.
А капитализм изначально рассматривает человека как ленивого, тупого, склонного к преступлению и принуждает его к работе угрозой смерти под забором. Плюс ставит во главу угла интересы капитала, а не какого-то там человечества. Это более примитивная система и она гораздо более устойчива к жуликам, негодяям, подонкам и т.д. Там изначально на человека смотрят как на г… но. :-)
В этом и разница между системами. Отбор в коммунизм нужен. В тюремной камере (условно) коммунизм не построить, контингент там другой. А на полярной станции (где жесткий отбор сотрудников) это сделать можно.
Так что коммунизм светлое будущее, но человек должен под него эволюционно измениться. Изменится — построим. Нет — ну значит продолжим по деревьям лазить.
Артур,
с польского на русский перевести дело нехитрое))Ну а Дневники Иона Тихого — просто прикольные
Как думаешь, насколько это далеко от реальности?
А вряд-ли получится, думаю получится неизбежно.
Ведь мы бы все хотели заниматься любимым делом и иметь достаток и не иметь унижения. Так почему это невозможно?
Капитализм существует пока есть оградка. Страны. Когда те кто за оградкой не считаются и можно думать только о благе тех кто внутри. Если надо будет думать о всеобщем благе, я сомневаюсь что капитализм устоит без эксплуатации-отбирания дохода одними людьми у других.
Но организовываться в большие группы для решения больших задач тоже надо на какой-то основе и мотивации. Тут вопросы к коммунизму как сделать честно и не обидно и интересно.
Потому что это возможно если человек способен полюбить именно то дело которое делать необходимо. Как говорила мне бабушка — «полюби труд и будеш счастлив». А идея заниматься любимым делом и иметь достаток, для большинства скорее мечта.
потому что, нужен постоянный рост.
рост потребления, а значит рост производства.
это губительно.
Но ведь при коммунизме люди должны потреблять больше чем при капитализме, значит убивать планету будут еще быстрее?
А что если из-за вынужденного потребления общество нищает, а процветает единица.
Вот, не строят в маленькой 80 тысячном городе новую общественную школу, существующие переполнены, дети ходят в три смены. Но строят частную школу. Семьи желающие для своих детей лучшего и имеющие доход выше среднего переводят детей в новую частную школу. ВВП выросло, но общество стало в финансовом плане скромней.
Есть показатель Джини. При большом его значении менее состоятельные не могут позволить социальных благ в виде медицины, образования и тд., которые есть у состоятельных.
Пссс… Детей в муниципльных школах стало меньше, значить бюджет выделят меньше — выделят пропорционально на одного учащегося как прежде. Деньги в бюджете сэкономлены. От сюда пропаганда рынка заявляет — рынок эфиктивный. В следующий раз государство сэкономленые средства направит на субсидирование строительства новой частной школы.
А 5% богатых в своих элитных поселках едва ли способны убить планету: они потребляют много в стоимостном выражении, но не так много в физическом.
Iv250,
Я бы ответил так:
«общество нищает»
— Пролетариат нищает из-за прибавочной стоимости и неспособностью на сегодняшний день вести профсоюзную борьбу. Но при этом капитализм создал класс пролетариев и продолжает создать рабочих из крестьян в развивающихся странах.
«необходимость увеличивать потребление убивает планету»
— Крупные предприятия эффективнее мелких.
А еще я натыкался на статьи-размышления, что не так важен рост ВВП как улучшение качества жизни.
Кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Говорят, что демократия зародилась в Древней Греции, но при этом не упоминают, что в то время была рабовладельческая общественно-экономическая формация при которой раб не имел права голоса.
Кто владеет правом голоса в период буржуазной демократии?
У меня по книге один единственный вопрос — как такое произведение не забанили в СССР???
Ведь все просто в открытую описано, весь режим, партийная верхушка, пролетариат, разруха вокруг, вечный дефицит… СССР во всей красе…
Любой швед может позвонить в налоговую и узнать про любого другого шведа:
— кто у него супруг
— какая машина
— какая недвижимость
— какой годовой доход
и еще много всего
Две трети шведов живет в съемном жилье, в Германии — половина населения.
Отомрет и капиталистический в свое время.
Россия пока в феодальный строй вернулась