Мы уже писали о структуре бизнеса и перспективах НМТП прошлой весной, отметив что 79% выручки компании приносит перевалка нефти и нефтепродуктов по данным 2021 года. Более свежих цифр, к сожалению, нет. Компания полностью закрыла все формы отчетности и, поэтому анализировать результаты ее деятельности приходится исходя из данных по грузообороту основных портов, которые находятся под контролем группы, а именно: Приморск и Новороссийск.
⚓️ Порт Приморск
Грузооборот по итогам 2022 года вырос на 7,8% г/г.
⚓️ Порт Новороссийск
Грузооборот по итогам года вырос на 3,3% г/г.
👍 В целом 2022 год для НМТП прошел весьма успешно. Суммарный прирост по грузообороту портов группы составил 4,5%. И в этом нет ничего удивительного, учитывая тот факт, что добыча нефти в стране за год выросла на 2%.
В 2023 году на бизнес НМТП будут действовать два основных разнонаправленных фактора:
📉 Из-за европейского эмбарго на морские перевозки нефти и нефтепродукты из России, объемы добычи и грузооборота нефтяных портов могут снизиться. Так по мнению вице-премьера РФ Александра Новака, добыча нефти в этом году может снизиться на 7-8%.
📈 С другой стороны, объемы прокачки по нефтепроводу «Дружба» (который пока не попал под санкции ЕС) в течение года снижались. И не исключено, что трубопроводные поставки могут в какой-то момент и вовсе прекратиться на фоне диверсий или новых санкций. Для НМТП это будет положительной новостью, так как больший объем нефти из России будет экспортироваться через морские порты в условиях отсутствия альтернатив.
❗️ Интересная новость, касающаяся компании, пришла недавно со стороны металлургов. Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» обратилась в ФАС по поводу повышения тарифов на перевалку в порту Новороссийска на 8-65% по разным типам металлургических грузов. Тарифы на перевалку в портах, в отличие от транспортировки трубопроводной нефти, ФАС не устанавливает.
Металлургические грузы не играли значимой роли в доходах НМТП в 2021 году, однако не исключено, что ситуация могла измениться. На фоне перестройки логистики и перегруженности Транссиба спрос на морские перевозки металлопродукции мог серьезно вырасти.
🧐 По итогам 2021 года дивиденд НМТП составил 0,54 рубля на акцию. Сколько именно заплатит компания по итогам 2022 года точно сказать сложно. Во многом это будет зависеть от желания и потребности в деньгах со стороны материнской Транснефти. Но если предположить, что норма выплат останется прежней, а доходы вырастут пропорционально грузообороту, то выплата по итогам этого года может составить примерно 0,56-0,57 рублей на акцию, что дает доходность около 11% к текущей цене. Главными рисками на 2023 год остается нефтяное эмбарго и его пока не до конца понятные последствия, а также недружественные действия Транснефти по отношению к миноритарным акционерам.
❗️Также неприятные последствия для НМТП могут случиться, если ростом его тарифов всерьез заинтересуется ФАС и возьмется их контролировать.
Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб