Постановка задачи
Нередко встречаю мнения на Смарт-лабе о том, что обороты фондового рынка на ММВБ сильно снизились. Если обороты на фондовом рынке будут расти, значит будет рост индекса ММВБ
Для своего еженедельного поста в блог я решил проверить насколько существенно падение и справедливость этих предположений.
Оговорка
Сразу отмечу, что часто встречающиеся продолжения про фьючерсы и опционы являются безграмотными. Данные финансовые инструменты торгуются на срочном рынке, а не фондовом. Я глянул. Там снижение действительно очень больше — более чем в 5 раз. Но для меня инструменты с отрицательной средней доходностью не интересны. Торги такими штуками являются игрой с нулевой суммой за минусом комиссии брокера. Фондовый рынок — это акции (и аналоги типа АДР) плюс облигации. Точка.
Итак, выгрузил данные по оборотам и затащил в электронную таблицу.
1. Анализ торгов акциями
Обороты торгов акциями (тут и далее все в млрд. руб.) следующие:
Последняя колонка появилась потому, что данные января-марта 2022 являются нетипичными — либо еще не было СВО или торги останавливались. Таким образом именно цифры апреля-ноября 2022 являются наиболее показательными для сравнения с прошлыми периодами.
Вывод из таблицы — объемы торгов акциями снизились и находятся на уровне 2018 года.
2. Анализ торгов облигациями
Вывод из таблицы не так очевиден. С одной стороны, средние объемы торгов не дотягивают до уровня 2017 года. С другой стороны объемы торгов после начала СВО имеют повышательную динамику и к ноябрю 2022 года являются рекордными для всей истории сделок с облигациями на ММВБ. Скорее всего компании внутренним рынком облигаций замещают недоступные источники займов.
Вывод — обороты по торгам облигациями в текущий момент времени не испытывают негативных тенденций.
3. Анализ гипотезы зависимости величины фондового индекса от объемов торгов
Синий график — обороты рынка акций (шкала слева). Оранжевый график — значение IMOEX (шкала справа).
Как видно из рисунка, действительно кривые имеют тенденцию повторения формы друг-друга.
Математическое значение коэффициента корреляции двух массивов данных — 0,75.
Т.е. налицо высокая корреляция, говорящая о связанности показателей. Однако, я бы осторожно говорил о зависимости значения IMOEX именно от объема торгов акциями. Мне кажется, что эти две переменные зависят от одной или нескольких третьих (доходность рынка, величина рисков, объемы фри-флоата, привлекательность для инвесторов и т.п.). Но эти показатели остались за рамками этого небольшого субботнего исследования, а графический и математический результат налицо.
Вывод — величина фондового индекса зависит от объемов торгов.
Общий вывод из пунктов:
П. 1,2. Объемы фондового рынка снизились, но некритично. Налицо по объемам откат на несколько лет назад.
П. 3. Если обороты на фондовом рынке будут увеличиваться, значит и индекс ММВБ будет расти — подтверждается.
Всем спасибо и хороших выходных!
В качестве звукового фона поставлю простенькую композицию одного известного Шведского саксофониста. В этой мелодии нет никакого саксофона, а я люблю поразмышлять о том, в чем не разбираюсь.
Нерезидентов не выпускают, иначе бы курс был на много ниже))
На какие акции обратить внимание
Локомотивом рынка в 2023 году, вероятно, будет Сбербанк, считает Вайсберг из ИК «Регион». Благодаря ослаблению рубля улучшится ситуация в черной металлургии. Также интересными выглядят акции золотодобытчиков, говорит он. По давлением будут акции нефтегазовых компаний, близки к пику и котировки производителей удобрений, полагает аналитик.
Карпунин, напротив, считает, что лучше рынка по итогам 2023 года, помимо Сбербанка, будут выглядеть акции нефтяных компаний и «Новатэка». «Самые интересные бумаги сейчас сосредоточены в голубых фишках, а не где-то во втором или третьем эшелоне», — уточняет он.
При этом фундаментально дорогими выглядят акции «Русгидро», считает Карпунин. Также, по его словам, нет ожиданий опережающего роста по акциям «Аэрофлота», ФСК и «Алросы».
Учитывая большое количество факторов, которые могут повлиять на динамику курсов валют и цен на сырьевые ресурсы в 2023 году, наиболее защитными и понятными являются несырьевые истории, ориентированные на внутренний рынок, считает Кирсанова.
Это в первую очередь компании розничного сектора («Магнит», Х5, FixPrice и Ozon), спрос на товары которых даже в самых сложных экономических условиях не снижается и может даже расти, объясняет она. Также это компании ИТ-сектора (««Яндекс», VK, HeadHunter, ЦИАН, Positive Technologies), которые уже стали бенефициарами ухода иностранных компаний-конкурентов в текущем году, а в 2023-м смогут еще больше упрочить свои позиции, полагает Кирсанова. Привлекательно, по ее мнению, выглядят банки (ТКС, Сбербанк), которые должны на эффекте низкой базы текущего года (особенно II квартал, когда создавались самые крупные резервы и проходили самые большие списания) заметно улучшить свои финансовые результаты.
Для наиболее консервативных инвесторов и тех, кто опасается усиления геополитических рисков, хорошими вариантами станут инвестиции в компании телекоммуникационного сектора (МТС, Ростелеком), говорит Кирсанова. В отношении выручки их бизнес такой же нецикличный, как и у розничных сетей, при этом за счет большей маржинальности они имеют более высокий денежный поток и потому стабильно платят дивиденды, заключает аналитик.