Объелся ли груш Whoosh? — задаются вопросами инвесторы и спекулянты на протяжении последних дней. Мы с вами попробуем в этом разобраться и я, как независимый человечище, сделаю свои выводы основанные, например, на том, как основатель Whoosh говорил про окончание сезона в октябре в прямом эфире. Так вот, на самом деле в Санкт-Петербурге, например, весь ноябрь самокаты продолжали свою работу. Отсюда и выручка обязана быть выше, чем в прогнозах. Но это не точно.
Обычно я выплёскиваю из шланга всё подряд, но так как в вопросе кикшеринга образовались две крайности: ультралевые и ультраправые, т.е. середину никто не держит, то я постараюсь разбить по темам всю простыню, а начну с того, что объявлю свою субъективную позицию по этому вопросу, по теме самих самокатов, а дальше будет как перо в руку ляжет, пока я трезвый хуыыыы (дыхнул).
Не стыдно говорить, как я отрицательно отношусь к электросамокатам. Сам по себе транспорт хороший, поэтому проблема больше в людях, которые его используют.
Почему-то большинство электросамокаты сравнивают с обычными велосипедами, поэтому допускают ошибку. Если присмотреться внимательней, большинство велосипедистов надевают шлемы и ездят исключительно по дороге, за редким исключением. Хотя в последнее время количество велосипедистов на тротуаре увеличилось. Но разве корректно сравнивать велосипед и электрический самокат? Тогда уж сравнивать просто самокат с велосипедом или электросамокат с электровелосипедом. Однако тогда было бы не так интересно.
Поэтому, по личному представлению, велосипедисты более ответственные лица, в то время как многие самокатчики не видят границ, врезаясь в автомобили и пешеходы, калеча не только себя, но и нормальных людей.
Я попытался представить как можно урегулировать и обезопасить граждан от самокатчиков, но кроме как всё сжечь не нашёл. Видимо, нужно несколько больше времени, чем 2 минуты.
Вам это не кажется ничем опасным, потому как скорее всего вы и никто из ваших знакомых с этим не сталкивался, а вот у меня есть пример на одном из посетителей Смартлаба, который ещё год назад пожаловался на это. Во избежание недоразумений и иных толкований, некоторые слова заляпал кетчупом, оставив дату, как доказательство:
Как видите, пока лично каждого человека это не коснётся, негодование будет утопать в тишине безопытных горожан.
Вы только подумайте, люди не только получают травмы из-за самокатчиков, но и даже погибают в этих столкновениях. Если бы я умер из-за самоката, то точно бы удивился (охренел).
Ранее самокаты приравнивались к пешеходам, ну и все выводы и проблемы видны невооружённым глазом. Теперь появилось понятие СИМ.
«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Передвигаться на СИМ людям старше 14 лет можно по:
Далее ещё некоторые изменения:
Пункт 8.3 изложили в новой редакции. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
Пункт 13.1 получил уточнение: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
То же самое касается пункта 14.3: на регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.
Пункт 17.3 тоже дополнили: при выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
после этих пунктов все водители автомобилей:
Я сам выезжая или заезжая двигаюсь со скоростью раненой улитки, достигая рекордной скорости чуть-ли не минус 1 км в час. Потому что выезжая из арки, или вышагивая с парадной, тебя может сбить самокатчик на скорости 25 км/ч, потому что это допустимая для них скорость. Приятного будет мало.
Эти малоэффективные правила хороши лишь тем, что пешеход имеет приоритет перед СИМ.
во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
но это мало утешает, когда ты будешь лежать с различными травмами и улыбаться во все 3 оставшихся зуба. И это ещё хорошо, если останетесь живы. Кстати об этом.
Если человек, перебегающий дорогу по пешеходному переходу на красный свет может быть сбит встречным пешеходом, то что говорить о электросамокатах. Но мы же не только про самокаты, а в целом про СИМ. Поэтому есть статистика.
Все цифры взяты из отчёта МВД России за 9 месяцев 2022 года. За это время от СИМ пострадало 870 человек и погибло 19 человек. А количество аварий с СИМ увеличилось в 2 раза.
74% из всех ДТП были зарегистрированы как “наезд на пешехода”
17,5% пришлось на столкновения
8,5% составили другие виды ДТП
Обратите внимание на количество жертв, которое выше, чем количество ДТП. Будьте уверены, что страдают именно пешеходы, так как самокатчик может успеть спрыгнуть и как-то сгруппироваться, а в пешехода полетит 35кг позитива…
45% ДТП произошло на выезде с прилегающих территорий и перекрёстках, на пешеходных переходах 26% и, внимание, 4% там, где разрешено движение исключительно пешеходам.
Я обещал быть объективным, поэтому обязан сообщить, что 67,6% ДТП с участием СИМ, последние принадлежали физическим лицам. т.е. ⅔. Это значит, самые опасные, судя по статистике, именно непосредственные владельцы СИМ. Но и забывать о ⅓ не стоит, так как цифра все равно значительная. А с учётом продолжающегося развития кикшеринга есть подозрения, что эта доля будет лишь увеличиваться. Но это не точно.
Не хотел бы добавлять, но скажу, что если вы считаете, что умереть не так легко, то это будет неправда. Неудачное падение или ложка супа не в то горло и “ты был хорошим человеком”...
После сделанного на Смартлабе небольшого опроса, в котором успели поучаствовать всего лишь 145 человек, мы можем предположить дополнительное количество происшествий. Конечно всё это чрезмерно грубо, ведь даже мы могли слышать об одном и том же случае. Но любопытство взяло вверх.
… и мы выяснили, что в среднем на каждых 10 человек известны почти 9 случаев незарегистрированных случаев наездов СИМ, а не какие-то там 838 случаев на всю Россию. Последний пункт “больше 20” не брал в расчёт из-за чрезмерного расхождения с остальными. Тут либо травматологи, либо патологоанатомы.
Посмотрите в зеркало, что у вас на носу? Правильно, IPO Whoosh. Пришло время поговорить об этом виновнике поста.
Компания Whoosh предоставляет услуги кикшеринга, что в переводе на человеческий язык означает аренда самокатов. Работа началась в 2018-2019 годах и за последний год появилась выручка в 69 млн рублей, а пользователей зарегистрировалось 194 тыс. человек. Парк самокатов насчитывал 1300 штук. В это время, в апреле 2019 года, в Москве появились первые 40 самокатов. Марка их была Xiaomi Mijia M365 с двумя скоростями и отсутствовал встроенный в руль дисплей. Всего присутствие ограничивалось в 4-х локациях.
В 2020 году выручка составила уже 855 млн рублей, количество пользователей увеличилось до 1,6 млн человек. Парк насчитывал уже 9300 самокатов, которые распределялись уже среди 12 локаций. Whoosh полностью обновила парк. В это же время за ростом пользователей, приложение Whoosh логично занимало топовые позиции по количеству скачивания приложения.
Новые самокаты отличались уже наличием дисплея и более ёмким аккумулятором, способным преодолевать расстояние на одной зарядке до 45 км. На сегодняшний день Xiaomi Mijia M365 Pro стоит порядка 37к рублей. И если бы в то время он стоил столько же, то обновление всего парка стоило компании 344 млн рублей, что меньше выручки почти в 2,5 раза. Но это всё ладно, я просто люблю считать. Так вот, проблема этих самокатов была в том, что у них были несъёмные батареи и их приходилось забирать с улиц города и отвозить на зарядку, что снижало выручку и вынуждало держать “лишние” единицы. Эта проблема была решена во втором полугодии 2020 года, когда начали приобретаться электросамокаты Ninebot Max Prо. Это сильно изменило ситуацию, ведь теперь увозить самокаты было никуда не нужно. Достаточно было нанять дядьку, который будет ездить и менять аккумуляторы на месте, увозя исхудавшие на зарядку.
2021 год принёс новые рекорды и парк пополнился моделями самоката Ninebot Max Plus и электровелосипедом Ninebot EB200, а общий парк уже составил 40900 СИМ, где 50% были именно новые. Получается, старые модели продолжали докупаться до 20к СИМ. Весь итоговый парк был распределён на 25 локациях. Количество пользователей возросло до 6 млн рублей, а выручка достигла 4,1 млрд рублей.
От 2022 года ожидали не меньше, и он не подвёл. Компания продолжила докупать электросамокаты, увеличив общий парк до 82к СИМ, которые уже распределялись среди 40 локаций.
В это же время сервис запускается в СНГ: Казахстан и Белоруссия. Выручка же за 9 месяцев 2022 года составила 6,3 млрд рублей, что на 50% выше, чем за весь 2021 год. А количество пользователей уже составило 11,3 млн человек.
Одновременно Whoosh включают в список аккредитованных IT-компаний. Хитро.
ИТ-компании, соответствующие установленным в НК РФ требованиям, налог на прибыль уплачивают по ставке 0 % (за 2022–2024 гг.) (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Совокупный тариф страховых взносов для них составляет 7,6 % (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
А ещё и НДС с налогом на прибыль не платит. Красота.
Что будет после 2024 года пока не ясно. Но время ещё есть, тем более на этом планы компании пока не останавливаются.
Батальон блогеров уже написал на эту тему 8 томов, поэтому буду краток (нет). От руки перерисовал таблички. Смотрите как красиво получилось:
Активов 7 млрд рублей, а обязательств 4 млрд рублей. Это могло показаться плоховато, если бы не Чистая прибыль, она оставляла ощущения омерзения:
Чистая прибыль за 9 месяцев похудела на 9,7%, несмотря на рост выручки. Случилось это из-за изменения расходов по банковским кредитам и убытком от курсовых разниц. А банковский эквайринг, вкупе с ростом расходов на оплату труда, различные услуги и амортизацию добавили в расходы ещё примерно 180 млн. рублей. Но это всё выглядят естественным на фоне роста парка.
Интересно, что по выручке относительно одного самоката Whoosh пока в лидерах. Но это, как вы понимаете, приходящее. И вот сколько заработал средний самокат Чистой прибыли для Whoosh за 9 месяцев 2022 года? Если брать их количество на конец прошлого года (40,9к штук), то за 9м 2022 года каждый самокат дал Чистой прибыли почти 40к рублей, а если взять сегодняшние 82к штук, то 20к. Истина может быть где-то посередине.
Но вот что важно. Цель IPO Whoosh не получить деньги и купить свечной заводик, а приобрести на привлечённые средства электросамокаты, увеличив тем самым парк до 120к СИМ. Чтобы получить преимущество перед конкурентами. Ведь банки, в сегодняшних реалиях, неохотно дают кредиты даже прибыльным стартапам. И как бы я скептически к этому IPO не относился, это, всё же, несколько меняет дело. Ведь казалось бы, куда они спешат, почему внезапно решились на сие деяние? Всё дело в курсе валют. Ведь именно за неё будут покупаться самокаты и нужно брать сейчас, пока этот курс хороший. Правда какое-то время новые самокаты будут исследовать паучки на складах, пока не начнётся сезон.
Что не говори, но рост потрясающий. Купить бы это хотя бы в 2020 году и продать на IPO. Было бы хорошечно. Но возвращаясь несколько назад появляется вопрос. Если компания хочет получить конкурентное преимущество, завоевав бОльшую часть рынка, зачем основные акционеры продают часть акций? Понятно, обкэшиться. Хочется вернуть вложенные средства в кратных размерах. А с учётом негативного фона, это кажется разумным. Чёрт его знает что там дальше будет. А тут, знаете ли, может так случиться, что все самокаты будут пылиться на складах до момента утилизации. Хотя кто же просчитывает этот маленький ненулевой процент вероятности. Но тут же нужно добавить, что контрольный пакет акций остаётся за основателями. Так что часть команды — часть корабля. Главное чтобы после IPO основатель Дмитрий Чуйко, как причастный к должности вице-президента по инновациям S7, не улетел на этом S7 куда-то.
Если они 2,5 млрд рублей от IPO вбухают в покупку 40к самокатов, то цена каждого получается 62500 рублей. Примерная стоимость к покупке планируемых самокатов. В 1 полугодии Whoosh закупала самокаты найнбот, но во 2 полугодии в планах покупать Окай ЕS600.
Я не знаю сколько эти самокаты будут стоить на самом деле, но младшая версия, которая и выглядит иначе, продаётся за 44к. А будет вот такое «красивое»:
Конечно не стоит забывать, что нужно установить ещё GPS… и это если не заставят ещё ГЛОНАСС прицепить.
А как вам то, что вначале компания в 2022 году выпускает облигации на 3,5 млрд рублей, а потом выплачивает своим акционерам 1 млрд рублей дивидендами. Получается взяли в безвозмездный долг у будущих акционеров. Хотя, как вы знаете, выпуск облигаций предвещает выход на IPO.
Но одним из аргументов за продажу части пакета основных акционеров служит “нам посоветовали, чтобы повысить ликвидность акций”. Хотя что мешало увеличить допку? Непонятно.
Присутствие компании на 40 локациях это только начало. Как утверждают основатели, экспансия будет продолжаться. Главное удержать темпы. Но эта скорость снижается.
Количество самокатов растёт, но также снижающимися темпами:
Если IPO удастся, то будут куплено + 50% к парку СИМ. И чтобы потом увеличить ещё на 40к самокатов (а это будет уже всего +30% к парку) нужно будет найти ещё 2,5 млрд рублей. А где их взять? У меня нет. На последние купил крутые носки.
С пользователями дела обстоят иначе. Рабство,к сожалению, закончилось и просто так купить человека можно только в футболе или других видах спорта.
Не смотря на то, что пользователей уже почти 12 млн, активных пользователей пока 5млн, а ими считают тех, кто воспользовался услугой хотя бы 1 раз за год.
По некоторым критериям это возможно и ближайшая цель — 70 городов с населением 300к+. А по новым вводным увеличить пользователей возможно, новые города лишь должны соответствовать:
Численность населения 100к+ человек
Наличие базовой городской инфраструктуры
Платёжеспособная аудитория
Предварительная положительная обратная связь от городских властей
Высокая плотность населения в ключевых локациях
С ключевыми локациями всё просто. По схеме работы, как писалось ранее, Самокаты не бросают где ни попадя, а будут сосредоточены на определённых точках, где будет бОльшая проходимость.
С численностью населения также проблем возникнуть не должно, так как нужно просто отсортировать города по численности.
Обратная связь от городских властей будет под вопросом, но это, думается, будет решаемо.
Теперь более серьёзная проблема — наличие инфраструктуры. Я право даже не знаю, а больше даже стесняюсь спросить знаете ли вы в каком она состоянии в малых городах и насколько сильно она отличается от больших. Если её нет, то кикшеринг развиваться там не будет. Но ещё больше города отличаются по уровню зарплат. Вот где маржа то упадёт. Да ещё так, что можно скважину будет не бурить. И нынешняя рентабельность устремится вниз, но неизвестно до какого уровня. Вот тут и статистика подъехала:
но это не медианная, так что всё ещё гораздо хуже. А вот и медианная по всем отраслям:
Средний чек поездки сейчас где-то 125 рублей и это при условии, что средние затраты на поездку 40 рублей. Выглядит круто. Но когда компания будет выходить на новые локации, средняя стоимость поездки будет неукоснительно снижаться и пока не совсем понятно до каких пределов. Хотя и тут нас убеждают, что падения маржинальности более не предвидется.
С другой стороны права для электросамокатов не нужны и поэтому тут непаханное поле возможных пользователей кикшеринга.
Несомненно важным обстоятельством является снижение затрат. Так Whoosh уже давно приобретает самокаты со сменными аккумуляторами и обещает нам, что при среднем сроке службы самоката в 3 года, будут ремонтировать тем самым продлевая этот срок до 5+ лет. Однако, как мы знаем, срок службы — условная штука. Особенно в таких устройствах и чем чаще пользуются конкретным самокатом, тем быстрее снижается его срок службы. Я не знаю как рассчитывается у Whoosh амортизация. Если по преодолённому пути — это одно и справедливо, но если по сроку эксплуатации, то тут появляется интересный вопрос. Что если они заезжены как моё кресло? Значит, срок снижается, эти 5+ лет превращаются в несколько меньший. Однако основатели утверждают, что коэффициент доступности составляет 81%. Это значит, что самокат используется лишь в 19% своего времени. В среднем.
Средний возраст парка на сей день 10 месяцев. Это значит, что почти через 2 года их нужно уже ремонтировать. Сколько будут ремонтопригодными неизвестно, но зато известно, что 0,5% самокатов ежегодно отправляются к праотцам. А некоторые ещё и пируют в Вальгалле. В общем, на сей момент это 400 самокатов в год.
Whoosh пока оттяпал 46% рынка и за счёт IPO собирается не только сохранить долю, но и повысить.
Если смотреть издалека, то бизнес этот нехитрый. Главное не забывать заряжать аккумуляторы 1 раз в два дня, но все 82к или по 41к в день. Хотя пока всего 50% самокатов в парке со сменной батареей.
50% поездок совершают 30% пользователей, поэтому средний чек поездки снижается. Тем не менее основатели обещают, что дальнейшее снижение исключено.
Из-за ввода подписок, покатушки для развлечений ушли в подполье и в 80% случаев поездок СИМ Whoosh используется как транспорт. Ну и стоимость поездки не так дорога, как на каршерингах. А учитывая, что не у всех есть права, то СИМы — отличная альтернатива. Главное привыкнуть.
А ещё в 2024-2025 годах Whoosh планирует наладить собственное производство самокатов, а это совсем другая история. Ведь тогда не нужно будет покупать на стороне, а докладывать денежку себе лично в карман пиджачка.
Ну и относительный плюс — это отсутствие затрат на рекламу.
С учётом разброса цены, капитализация видится в 21-25 млрд рублей. Так же все уже давно узнали, что при парке в 82к самокатов и такой капитализации, средняя цена самоката получается 275к рублей. Значит, купив на IPO акции Whoosh, вместо 5 новых самокатов, вы получается 1 подержанный. Но это уже посчитали все кому не лень. Мне было лень, поэтому я стырил. Так вот, люди, видимо, забыли, что покупают не имущество, а бизнес с отлаженной работой да ещё и с собственной платформой — Whoosh. Да и к тому же, можно купить часть самоката, не вкладывая сразу большую сумму средств.
Ориентир цены 185-225 рублей, а заявки инвесторов компания собирает с 5 по 13 число, так как торги акциями Whoosh на Мосбирже начнутся уже 14 декабря 2022 года. Около 10% акций будет продана существующими акционерами, а окончательный фрифлоат может составить 20%-25%
Конкуренты Whoosh
Выглядит оптимистично:
… но сколько и кому достанется? Потенциально, в городах с населением в 100к+ жителей будет 54 млн жителей, которые могут оказаться будущими пользователями кикшеринга.
Яндекс только начал экспансию в 2021 году и интересно как будет продолжаться свержения с пьедестала Whoosh. Пока же у Яндекса лишь 4 локации присутствия это:
Насколько я помню, Яндекс такси демпинговала. Давайте чуточку в историю окунусь.
Интересно на каком этапе он сейчас находится, если год назад у Яндекса было 5000 самокатов, а в этом году уже 20000. Это +300% или х4, примерно также развивался Whoosh. А доля в Москве 50%. Звучит тревожно. Тем более Яндекс может начать сжигать деньги, заставляя конкурентов снижать маржу.
Urent растянулся в 100 городах России. Перечислять их я, конечно же, не буду. Но в основном сосредоточен на городах от 500к+. И вот тут есть разница, по сравнению с “коллегами” по цеху. Юрент предлагает франшизу. И, если верить сайту, инвестиции в парк начинаются от 4,5 млн рублей с обещанной окупаемостью за 1 сезон. Хоть паушальный взнос и отсутствует, но комиссия составляет 9-15%. Естественно у всех индивидуальные условия.
Есть маленькое ощущение, что Whoosh хочет IPO дополнительно убить двух зайцев, где один из них нарастить выручку и долю рынка, а вторая оттолкнуться от настигающего его Яндекса. Но ещё неизвестно как Яндекс сможет выстрелить, потому как у некоторых его проектов этот выстрел оказался холостым.
Так как Whoosh с Юрент уже лидеры, и занимают 70-80% рынка, то потенциал роста через увеличение доли рынка достаточно призрачный. Поэтому приходится развивать сеть и в других городах, как было написано выше.
В 2021 году всего было около 50 млн поездок из которых 26 млн были за Whoosh. В 2022 году количество поездок возросло до 100 млн, из которых 47 млн были за Whoosh.
Заморские аналоги Bird, Helbiz и Lime недавно отчитались и оказалось они до сих пор убыточны, хоть и начали работы раньше Whoosh. У них там всё не как у людей. Плюс Whoosh в том, что его СИМы привязаны к контрольным точкам, поэтому найти их проще. А заморские коллеги боятся перенять опыт у своего более успешного товарища и размазывают свои СИМы тонким слоем по асфальту.
Не до конца получилось провести опрос касательно использования услуг кикшеринга, но что есть, то есть:
¾ посетителей Смартлаба не пользуются кикшерингом. Под “очень часто” взял среднюю в 100. Поэтому на 735 человек, участвовавших в опросе, всего за год осуществляется 2521 поездка или по 3,43 поездки в год на человека. Мало. Но можно же на это взглянуть с другой стороны. Это же какое количество людей не имело возможность во что-то врезаться или в кого-то.
Основываясь на этих результатах, после грубого подсчёта с участием возможных 54 млн теоретических жителей, у нас получается 185,2 млн поездок в год, почти в 2 раза выше, нежели было сделано за этот год.
За 2021 год уже было выплачено 1 млрд рублей. Но что будут со следующими?
Дивидендная политика предполагает выплату из Чистой прибыли исходя из формулы Чистый долг/EBITDA
Кажется, учитывая обстоятельства, излишне много переменных, влияющих на многие цифры.
Важна не только информация, но и восприимчивость людей и их мнение. Верят они в будущее компании или нет.
Время сейчас невесёлое, акции упали и подниматься не хотят. Почитав форумы можно предположить настроение инвесторов как угнетённое за исключением некоторых раненых оптимистов. Большинство привыкло к IPO на пике рынка, но на низах ещё такого спектакля не было. Казалось, на низах и должно быть дешевле, но оценили как все сейчас знают.
На весы пессимизма сбросили всё: яндекс, рубль, излишний оптимизм в отчётах, срочность выхода на IPO, статистику IPO других компаний, чрезмерную оценочную капитализацию, сезонность работы… в общем, многое, что выше написано. Примерно процентов в 60-65. Отсюда вывод.
Год назад я сделал видео, где с помощью титров описал IPO Делимобиль. А через 2 дня Делимобиль решил приостановить его. Вот видео: Смотреть с 4м 15 с (но можно и полностью)
Конечно я буду с радостью участвовать в IPO Whoosh в качестве наблюдателя со стороны. Потому что я на покупку пойтить не могу по неким убеждениям. Мой кот сказал, что тоже участвовать не будет.
Я не аналитик и тем более не профессионал. Просто мимо проходил, однако я художник и я так вижу. В результате по вероятностям:
Вероятность отмены IPO Whoosh в 60-65%
Если IPO произойдёт, то с вероятностью в 70% акции пойдут вниз.
Выношу признательность Анатолию Полубояринову, который не позволил сквернословить и помог некоторой информацией. Диву даюсь что вы ещё на него не подписались. Это какой-то позор.
Если кто-то посчитал, что пост был полезен, прошу переслать 1 рубль сюда yoomoney.ru/to/4100117617424633
потому что поставить лайк может каждый, а потрудиться в благодарность — нет.
(те, кто прошлый раз прислали вы, как толпа, все молодцы. Все оба.)
забанят же
Это не так. Просто по физике страдают оба одинаково :)) А на самом деле травм у самокатчика больше, т.к. у него есть кинетическая энергия и он может столкнуться просто со столбом...
PS: Если по делу — IMHO бизнес хороший. Стоимость поездки на самокате примерно равна каршеру, но при этом сам самокат стоит копье по сравнению с авто. Поэтому время окупаемости у самоката очень низкое.
По-факту ценник очень высокий, издержки растут пропорциональны износу и количеству единиц парка.
Конкуренция тоже не спит
Адепты самокатов купят или купили свой девайс. Это явно выгоднее.
В общем типичное IPO для лохов
Но не всегда. Иногда самокатов не хватает на всех.
Пару лет назад в Волгоград зашел юрент, являясь пользователем кикшеринга, на один из праздников чтобы добраться до центра взял самокат в аренду. Что я вам скажу, велодорожек нет от слова совсем, каждый перекресток надо слазить с самоката и тащить его с высокого бордюра/на бордюр -а он так-то не из легких, моя вторая половина справлялась с трудом. Народ который просто идет по тротуару -относится негативно, часто препятствуя, на дорогу нельзя выезжать так как водительское отношение крайне сомнительное — сам наблюдал картину как водила прижимал человека на самокате к обочине, ну и основная проблема — что в целом поехать некуда, удовольствие достаточно дорогое, яндекс-такси по факту сейчас дешевле если смотреть на километры. Про города с населением до 500 к — вообще молчу, на мой взгляд потенциал там оооочень ограничен. Только центральный парк, ну штук 100 самокатов туда можно запихать. Но их содержание вряд ли окупиться доходом от аренды. Мое мнение про кикшеринг: потенциал роста ограничен, снижение доходов населения в регионах снижает спрос на развлечения, очень велика вероятность ввода регулирования деятельности — процессы уже идут, налоговые поблажки могут и отменить — тренд очевиден. Представьте появление в статье затрат НДС компенсировать который затратами не получиться из-за их в основном безндсной сути., ну и конкуренцию никто особо не отменял, бизнес с виду не такой уж и сложный -особенно если есть примеры и готовая аудитория.
Пост хороший.
Лучше купить Систему, там Юрент вам достанется бесплатно, и как раз тот, случай, когда можно купить до IPO.
А в мелких южных городах у людей банально низкие з/п.
1000 р./месяц на подписку? Там проезд в маршрутке рублей 20-25 стоит.
Но учитывая фокусы с компаниями вышедшими на ИПО будут дивы или нет неизвестно. Да и чтобы спекулировать есть более надежные фин. инструменты, например шортить сбер или газпром.
Хотя там где я живу как раз тема с этими самокатами для туристов зашла бы, взял в аренду и катайся куда хочешь, но правда я чаще вижу людей с лыжными палками без снега. Тема вложиться в эти палки тоже должна быть не менее прибыльной.
Хотя я экстремальный велосипедист на счету у которого 1 ДТП в машину въехал и сильно разбил коленку себе, а водила чутли не окакался на месте. Еще спровоцировал неприятное падение других велосипедистов. Машины нет и не хочу т.к. людей жалко и себя тоже.
Я все лишь пешеход. Предпочитаю чтобы меня возили люди обученные и соблюдающие ПДД.
Ну то есть теперь я понял что ты намекал на мем про рыбов, но одно-то слово в отрыве от него написано верно, и отсылка не очень понятна.
Победят те производители и сервисники, которые будут делать электромобили с быстроснимаемой батареей и станции по быстрой смене пустых батарей на заряженные.
То как это развивается сейчас, это какая-то имитация и не может конкурировать с углеводородным топливом.
Знаю, что китайцы такую схему имеют в колоде
И я этот труд почти весь прочитал. Респект.
Закинул не рубль, чуток больше.
Мск и Россия это две разные планеты.
Если у вуша большая доля рынка в мск, то возможно выстрелить ИПО. Личный Транспорт в мск задавили. Зарплаты выше. Люди свое время экономят на перемещении в пространстве.
В регионах ситуация другая. Пробок нет. Машины с парковками не испытывают проблем. Льгот для каршеринга нет. Ехать без машины и брать самокат в аренду смысла вообще нет.
Ну и ценники конь. Проще на каршеринге ехать, чем самокат катать.
Зы. Мастерство не пропьешь. Рыбак рыбака видит издалека. Но у нас другая поговорка. Алкаш алкаша видит издалека.