Институт Golden power был введен правительством Монти законодательным декретом № 21 от 15 марта 2012 года, затем была разработан с помощью ряда законов и нормативных актов, поскольку актуальность защиты стратегических активов, принадлежащих национальной экономической системе, постепенно становилась все более заметной. Эталонная модель — это та, на которой основаны британская система золотой акции и французская специфическая акция.
Golden power, по сути, наделяет правительство полномочиями запрещать, направлять и позиционировать операции в таких секторах, как оборона и национальная безопасность, а также в некоторых областях, которые считаются стратегически важными для энергетического, транспортного и телекоммуникационного секторов.
И именно в этом последнем секторе система Golden power недавно получила известность после ее применения в сетях 5G правительством Конте. С 2012 года по сегодняшний день законодательство, касающееся методов определения областей вмешательства, методов действий совета министров и последствий его действий, претерпело важные изменения с принятием декрета от 6 августа 2014 года правительством Ренци, что гарантировало более существенное определение сферы применимости этой меры.
С помощью Golden power, по закону и на практике, правительство может диктовать очень точные условия в процедуре покупки акций иностранными сторонами в стратегических секторах, накладывать вето на конкретные обсуждения, проводимые руководящим органом заинтересованной компании, или, в крайних случаях, приостанавливать операцию по покупке акций.
Как отмечает Ispi в своем исследовании, “В 2017 году золотая сила была распространена на сектора «с высокой технологической интенсивностью», такие как хранение и управление данными и финансовая инфраструктура, а также критические технологии, включая искусственный интеллект, робототехнику, полупроводники, технологии с потенциальными приложениями двойного назначения, сетевая безопасность и пространственные и ядерные технологии.” Параллельно с эволюцией нормативного контекста можно считать, что Golden power дополняет защитные механизмы финансового характера, внедренные Римом в 2011 году, в год, когда “правительство фактически разрешило Cassa Depositi e Prestiti (Cdp) приобретать акции компаний, представляющих соответствующий национальный интерес, что имеет стратегическое значение для занятости и последствий для экономической / производственной системы страны”.
В том же году правительство Джентилони использовало Golden power, чтобы остановить действия Винсента Боллоре и его французского гиганта Vivendi в Итальянской национальной телекоммуникационной компании, что привело к тому, что агрессивный трансальпийский финансист попытался наложить лапу на Tim. В 2019 году произошло уже упомянутое вмешательство правительства Конте, его первый официальный акт, в сфере 5G с использованием golden power для регулирования и контроля отношений Linkem, Vodafone, Tim, Wind Tre и Fastweb с китайскими Huawei и Zte.
Golden power стала, как пишет Agi, “кнопкой остановки” в руках правительства, и это инструмент, который будет приобретать все большую ценность по мере роста стратегических интересов национальной экономической системы Италии, в основном компаниями неевропейских стран и стран, не входящих в НАТО, таких как Китай. В этом отношении для Италии жизненно важно защитить себя, чтобы не быть раздавленной между наковальней молчаливого проникновения Китая и молотом неизбежного экономического и политического возмездия со стороны союзников, особенно США.
Таким образом, Golden power должна рассматриваться не как ограничение или условие предпринимательской деятельности, а как реальный инструмент обеспечения национальной экономики. Службы безопасности и разведки следят за этим, как охранники, и являются авторами широкой информационной кампании по этому вопросу, которая недавно завершилась публикацией DIS, департамента информации и безопасности. “Вся поддержка со стороны разведывательного управления действий правительства не направлена ни на то, чтобы убедить его в выборе, ни на то, чтобы управлять им”, — пишет в публикации Алессандро Панса, бывший глава полиции и DIS. “Но скорее для того, чтобы предложить, какие пути выбрать, чтобы сделать лицо, принимающее политические решения, которое будет осуществлять свой выбор, предлагая стратегии, которые разведка получит, а не придумает, более информированным и осведомленным”.
Международная конкуренция становится все более решительной и сложной, и правительству нужны защитные инструменты, способные навязать роль политики рынку. И золотая сила движется именно в этом направлении.
источник