Сроки доставки с 40 дней выросли до 3 месяцев. Нужны новых пропускные пункты.
Ограничения в Китае осложнили сухопутную торговлю России.
Нагрузка на автомобильные и смешанные пункты пропуска на границе в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность.
Карантинные меры сдерживают и увеличение российского несырьевого экспорта, импорт же ограничивают локдауны в китайских городах и заторы на границе.
Для разрешения транспортных проблем потребуется создание новых пропускных пунктов.
Рост торговли между Россией и Китаем происходит на фоне все новых сложностей с доставкой товаров.
Сообщается о проблемах из-за новой волны ограничений, введенных в КНР.
Локдауны уже вызвали протесты в Шанхае, а также на фабрике Foxconn в Чжэнчжоу.
(Подробнее в статье: Прекращение политики Китая по борьбе с коронавирусом может спровоцировать хаос. https://dzen.ru/a/Y4bw6zd2yFJPWDQo )
Помимо запрета поставлять отдельные группы товаров и физической перегруженности пунктов пропуска дополнительной проблемой была непредсказуемость и необъяснимость вводимых ограничений для бизнеса.
Например, филе минтая было признано опасным — потенциальным переносчиком коронавируса, но краб и морепродукты продолжали ехать.
Сложности с поставками, впрочем, пока не мешают росту товарооборота РФ—КНР.
С начала года он вырос на 27% и в декабре может достигнуть $160 млрд.
По данным китайской статистики, экспорт КНР в Россию по итогам десяти месяцев увеличился до $59,6 млрд (плюс 12,8% к аналогичному периоду прошлого года), импорт — до $94,3 млрд (плюс 49,9%).
В значительной степени увеличение оборота произошло за счет роста цен на нефть.
Но при этом и многие российские производители переориентировали поставки с европейского на азиатское направление. Вырос и спрос на китайский импорт, что увеличило нагрузку на ж/д сеть и пункты пропуска.
В среднем количество пропускаемых грузовых транспортных средств выросло на 30–60%, при этом доля товаров из КНР, которые попадают под досмотр в этом году, снизилась почти в два раза — до 2,1%.
Сократились и сроки выпуска товаров по декларациям в порту Владивостока (в течение четырех часов с момента из регистрации выпускается 85,4% товаров).
Время работы некоторых автомобильных пунктов также было увеличено, в случае необходимости рабочий день продлевается до «последнего автомобиля».
Но, существующей мощности пропускных пунктов недостаточно.
Запущенный в ноябре мост Нижнеленинское—Тунцзян имеет пропускную способность 5,8 млн тонн в год, второй этап проекта, предполагающий в том числе расширение станций Ленинское-1 и Ленинское-2, может увеличить ее до 20 млн тонн.
Перспективным считается создание новых пропускных пунктов в районах населенных пунктов Джалинда — Мохэ (Амурская область) и Староцурухайтуй (Забайкалье), которые в сумме могут дать до 20 млн тонн новых провозных мощностей».
Россия и Китай обсуждают необходимость снятия ограничений и упрощения процедур, связанных с осуществлением железнодорожных и автомобильных грузоперевозок на границе между странами, а также важность содействия расширению мощностей перевалки грузов в пунктах пропуска для увеличения поставок зерновых и масличных культур в Китай.
Крупнейших портов Китая ограничения и локдауны не касаются, они сказываются только на работе операционного персонала, которого в портах не так много (в Шанхае, в частности, практически все автоматизировано).
Локдауны, однако, отражаются на работе складов производственных предприятий — могут быть внутренние ограничения на выдачу и погрузку, могут быть перекрыты пути подъезда к производствам или водители не могут заехать на территорию закрытых городов, поясняет эксперт.
Из-за ограничений увеличиваются сроки доставки: если в начале лета в Москву грузы можно было доставить в пределах 40 дней, то теперь сроки могут доходить до 2,5–3 месяцев.
При отправке товаров в Россию возникают сложности и при доставке уже по РФ — из-за транспортных ограничений.
В целом и у импортеров, и у экспортеров большой спрос на отправку, самые проблемные товары — опасные грузы, с ними ограничений больше всего, опций для отправки не так много.
Если говорить о мультимодальных перевозках, то проблемы состоят в повышенной загруженности терминалов Дальнего Востока, в большой нагрузке на станции московского узла на фоне перераспределения товарооборота — в начале осени был комиссионный запрет на прибытие и отправку поездов на станцию Ворсино, так как она была полностью забита, сейчас эта нагрузка перераспределена по другим терминалам.
На погранпереходах же из-за очередей на фоне скопления грузов и дефицита платформ, поданных с российской стороны, выросли сроки перегрузки с одной колеи на другую.
P.S. III Форум инвесторов InvestCommunitу. 8 декабря. Принять участие https://clck.ru/32oLxt
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.