Возникает совершенно новая глобальная энергетическая система.
Это связано с некоторыми неудобными компромиссами.
В 2022 году энергетический шок вызвал хаос в Европе и большей части мира, подстегнув инфляцию и повысив вероятность рецессии.
В 2023 году мир по-прежнему будет бороться с нестабильностью рынков нефти и газа, но также удвоит свои усилия по созданию более дешевой, чистой и безопасной энергетической системы.
Эпоха ископаемого топлива в 20-м веке была отмечена многими фаустовскими сделками, от союза Франклина Рузвельта с Домом Саудов в 1945 году до сделок Европы с постсоветской Россией.
В 2023 году большинство стран заключит два новых договора с дьяволом.
В краткосрочной перспективе они будут инвестировать в загрязняющие ископаемые виды топлива в обмен на безопасность.
В долгосрочной перспективе они примут государственную промышленную политику в попытке ускорить развитие возобновляемых источников энергии.
К сентябрю 2022 года треть 9-процентной инфляции в богатом мире приходилась на энергию.
Европа сократила потребление на 10% в годовом исчислении и вызвало опасения деиндустриализации.
Борьба Европы за импорт сжиженного природного газа (СПГ) по морю привела к резкому росту его мировых цен, что привело к резким сокращениям в более бедных странах, таких как Пакистан.
Цены на сырую нефть оставались высокими, и ОПЕК показала, что она остается силой и угрозой для Запада, сократив добычу, игнорируя просьбы Байдена увеличить добычу.
Спрос на уголь вернулся к своему историческому пику.
В 2023 году мировые энергетические рынки останутся лихорадочными. Опустошив свои газохранилища, Европа доживет до весны.
Но к тому времени станет ясно, что годы жесткой экономии энергии манят:
Россия поставляла 36% газа в Европу, и даже ускорение темпов импорта сжиженного газа в конце 2022 года компенсировало лишь треть этого объема.
Если экономика Китая оживится в 2023 году, спрос на нефть и газ вырастет, что приведет к дальнейшему сжатию мировых рынков.
Будет нарастать импульс для создания лучшей энергетической системы.
Как это будет выглядеть?
После нефтяного шока 1973 года потребление и выбросы снизились, а высокие цены вызвали инвестиционный бум в новых источниках поставок, таких как Аляска, и в альтернативных источниках, таких как ядерная энергия.
На этот раз есть шок, но пока нет всплеска инвестиций.
Прогнозируется, что в 2023 году капитальные расходы 500 ведущих мировых энергетических компаний превысят допандемический уровень лишь на 9%.
Фирмы отталкивают геополитика и неопределенность перехода к зеленой экономике.
Либеральный идеал глобального энергетического рынка, регулируемого общим налогом на выбросы углерода и сверхэффективными трансграничными цепочками поставок солнечных панелей и аккумуляторов, мертв.
Альтернативный организационный принцип с двумя энергетическими сферами влияния, демократической и авторитарной, — это натяжка.
Америка неоднозначно относится к тому, чтобы стать основным поставщиком энергии в Европу, и может предпочесть ограничить экспорт, поддерживая низкие цены внутри страны для потребителей и бизнеса.
Китай активно сотрудничает с Россией и Ираном, несмотря на западные санкции, но опасается зависеть от них.
Зеленый переход создает дополнительный источник неопределенности, который сдерживает инвестиции.
Жизнь новых газовых проектов может сократиться из-за ужесточения правил выбросов, если только они не будут адаптированы для новых технологий, таких как экологически чистый водород.
Инвестиции в возобновляемые источники энергии остаются слишком низкими, а установленные многими странами в 2022 году предельные цены и налоги на непредвиденные расходы на генераторы едва ли являются стимулами для увеличения расходов.
Столкнувшись с этим, в 2023 году правительства еще больше выйдут на энергетические рынки, чтобы обеспечить разнообразные поставки и увеличить инвестиции.
В газовой сфере это указывает на большее количество сделок, в которых государство берет на себя риск долгосрочных контрактов и «застойных» активов.
Европейские страны активизируют стремление к альянсам с поставщиками газа, такими как Алжир и Катар.
В возобновляемых источниках энергии это означает использование государственных (и субсидируемых) наращиваний.
Это может помочь ускорить реализацию проектов, но также будет означать, что бум связан с промышленной политикой с целью увеличения рабочих мест и производства в домашних условиях.
Это уже стратегия в Китае и Индии, а американский Закон о снижении инфляции включает субсидии на 400 миллиардов долларов и положения «Сделай это в Америке».
Европа последует этому примеру, чтобы сохранить промышленность на своих берегах.
Как и все фаустовские пакты, новые энергетические сделки будут сопряжены с опасностями, которые со временем станут более очевидными.
Государственная поддержка сделок по добыче ископаемого топлива создаст новое поколение загрязняющих окружающую среду активов, которые придется закрывать через 5-10 лет досрочно, чтобы достичь целей по выбросам, что потребует больших затрат.
И принятие более националистической, протекционистской философии будет означать, что глобальное наращивание чистой энергии в размере 50 триллионов долларов в течение следующего десятилетия будет менее эффективным.
Но эти затраты будут взвешены только после 2023 года и непосредственного окончания энергетического кризиса.
P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.