Больше всего в романе Хаксли поражает год его написания — 1932. Этот взгляд на будущее особенно актуален сейчас. Возможно, 90 лет назад его описание биологических и социальных экспериментов выглядело юморной фантастикой, но сейчас это уже не кажется смешным. Глобализация делает свое дело…
«О дивный новый мир» часто упоминается в паре с антиутопией «1984» Оруэлла. Но если последняя — до жути мрачная, то будущее от Хаксли, на первый взгляд, кажется более беззаботным.
В романе люди на всей Земле живут в едином государстве, которое благодаря развитию прогресса «освободило» граждан от неприятных обязанностей: работать, рожать, скучать…
Людей взращивают в пробирках. С помощью биологических манипуляций растят разные расы, которые делятся прежде всего по их функциональному назначению: от высших альф, красавцев гедонистов, до низших эпсилонов, взращенных для черной работы. Никто не в обиде: мозги перепрошиты, и все кайфуют, довольные своими ролями.
Альфы, как обезьянки бонобо, целыми днями тусят и совокупляются. В любой момент наплыв тоски и негатива можно заглушить чудной таблеточкой — сомой. Секс никак не ограничен. Над моральными и социальными ограничения из наших времен просто угорают:
И он сообщил им поразительную вещь. В течение долгих столетий… эротические игры детей считались чем-то ненормальным (взрыв смеха) и, мало того, аморальным («Да что вы!») и были поэтому под строгим запретом…
Институты семьи, брака, материнства уничтожены. Теперь это кажется сродни темному Средневековью.
А в духовном смысле родной дом был так же мерзок и грязен, как в физическом. Психологически это была мусорная яма, кроличья нора, жарко нагретая взаимным трением стиснутых в ней жизней, смердящая душевными переживаниями. Какая душная психологическая близость, какие опасные, дикие, смрадные взаимоотношения между членами семейной группы! Как помешанная, тряслась мать над своими детьми (своими! родными!) — ни дать ни взять как кошка над котятами.
Вскользь упоминается, как мир пришел к такому состоянию всеобщей уравниловки и гедонизма. Через эпоху потребления, дошедшего до того, что оно обратилось в повинность.
Каждого мужчину, женщину, ребенка обязали ежегодно потреблять столько-то. Для процветания промышленности.
Это вызвало протест. Отказников вначале мочили, но потом пошли другим путем — начали менять мозги через биологические и психологические эксперименты.
Править надо умом, а не кнутом. Не кулаками действовать, а на мозги воздействовать. Чтоб заднице не больно, а привольно.
Результат — идеальное общество без войн, агрессии и страданий, где каждый доволен своим местом. Почти…
Все-таки человеческую природу не обмануть. В шибко умных и рефлексирующих появляются вопросы… Но не будем раскрывать сюжет романа.
Что-то мне подсказывает, что большая часть населения была бы не против такого мироустройства с вечной тусой и беззаботностью. А может, отчасти мы уже одной ногой там…
Самое интересное, что антиутопия Хаксли, наряду с «1984» Оруэлла в свое время являлись некими страшилками того, куда скатятся коммунистические общества. Но по сути это описания капитализма в его последующей стадии развития (или деградации) — глобализма и неолиберализма, когда в угоду эффективности на свалку отправляются традиционные ценности, институты и сама природа человека.
❓ Читали? Что еще посоветуете?
Олдос Хаксли баловался грибочками и другими психоделиками (по моему из Мексики). На эту тему есть интересная книга «Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти" С.Гроф. О переживаниях пациентов при контрольном применении ЛСД и псилоцибиновых грибов.