1. Слухи, пропаганда и мечты были для многих советских граждан более реальными, чем сама реальность. Мифология, впитанная с раннего детства, была так же важна, как правда. Помнится, мы стояли, склонившись над картой одного земельного участка. На ней была изображена дорога. Я заметил: «Но ведь этой дороги на самом деле нет». После непродолжительного обсуждения мы с российскими партнерами сошлись на том, что «хоть ее и нет, но она была в плане, утвержденном еще пятнадцать лет назад. Таким образом, можно считать, что она есть».
2. Я жду главу Солнечногорского района Владимира Попова. Как и практически все российские чиновники, он обычно «задерживается», когда предстоит встреча с нами, простыми бизнесменами. Сейчас он направляется с одной «очень важной встречи» на «встречу с губернатором», но может выделить четверть часа на разговор. Кстати, интересно, что все чиновники среднего уровня, с которыми я имел дело, обязательно ехали к губернатору или, наоборот, прямо от него. Более высокопоставленные чиновники, в свою очередь, всегда торопились к президенту или возвращались со встречи с ним.
У самого входа чиновник останавливает слона, спускается с него по веревочной лестнице и привязывает гигантское животное к столбику со знаком «парковка для инвалидов». Попов исчезает из виду, пройдя через вращающуюся дверь магазина. Я говорю помощнице Наташе, что наш гость уже приехал, и прошу встретить его и проводить.
Забавно, думаю я, что инвалиды в России так богаты. Во всяком случае, самые дорогие машины всегда стоят именно на парковочных местах, зарезервированных для людей с ограниченными возможностями.
3. Сейчас в это сложно поверить, но бренд ИКЕА в России был практически неизвестен. А у тех немногих чиновников, которые раньше слышали о нас, успело сложиться незаслуженно плохое мнение, так что лучше бы они о компании ничего не знали. Особенно сложно нам пришлось в Москве, где приходилось постоянно восстанавливать нашу репутацию. Дело в том, что из-за первых безуспешных попыток открыть магазины в России местные чиновники стали относиться к нам подозрительно: увы, за нами закрепилась слава людей, которые много говорят, но мало делают. Они считали, что стрельба на улицах – недостаточная причина для того, чтобы уезжать из России. Шведы, не знавшие войн около 200 лет, просто струсили, думали они.
4. Вторым моим соратником стал руководитель отдела строительства и недвижимости Андерс Биннмюр, построивший до этого не один магазин ИКЕА в Центральной Европе. Ни я, ни Андерс практически не говорили по-русски. Несмотря на то, что он, как и многие мои коллеги, нашел себе в России спутницу жизни, ему удалось в совершенстве выучить только три слова: ложка, крыса и спасибо. То есть его словарного запаса было, мягко говоря, недостаточно для поддержания осмысленной беседы.
5. 17 августа 1998 года я отправился в Стокгольм, чтобы перевезти семью в Москву. В назначенный день, не скрывая волнения, мы вчетвером поднялись на борт самолета скандинавских авиалиний, вылетавшего в Москву. Когда мы приземлились в Шереметьеве и встретились с сотрудниками московского офиса, меня как будто окатили холодным душем. Этот день помнит вся Россия. Дефолт обрушился на страну как землетрясение. Из Москвы исчезли практически все иностранцы: той осенью сотни компаний закрыли свои российские отделения. Надо сказать, что большинство россиян, которые в одночасье потеряли все свои сбережения, восприняли дефолт с необъяснимым спокойствием. Этот народ, который сотни лет сталкивался с тяжелейшими испытаниями, как будто привык к тому, что несчастья должны случаться с большей или меньшей периодичностью, так что это надо принять как данность и научиться с этим справляться.
6. Сегодня многие компании, покинувшие Россию в 1998 году, снова выходят на этот рынок. Но они уже упустили бесценные годы, не говоря о потерянном доверии российских властей. Для ИКЕА же ни тогда, ни позже вопрос отказа от инвестиций не ставился. Мы обсуждали не кризис, а открывающиеся перспективы. Вот как мы оценивали последствия случившегося экономического катаклизма:
— Цены на импортные товары станут для большинства российских потребителей непомерно высокими.
— Сбережения и доходы среднестатистической российской семьи существенно снизятся.
— Многие иностранные компании уйдут из России или заморозят свои проекты.
— Банковская система так или иначе временно «просядет».
— Появится больше возможностей для закупки российской продукции.
— Станет легче набрать высококвалифицированный персонал.
— Цены на землю упадут, а выбор – вырастет.
— Переговоры с российскими властями должны проходить существенно легче.
Оценка оказалась верной.
7. Я стал обращать внимание на то, как односторонне изображают Россию западные СМИ. Однажды я вез детей в школу и увидел группу людей, человек шестьдесят-восемьдесят, с флагами и транспарантами, совершенно спокойно стоявших на тихой улочке недалеко от американского посольства. Думаю, мало кто вообще их заметил.
Когда вечером я включил телевизор и попал на новости американского канала, там шел сюжет о беспорядках в Москве. Та самая небольшая и мирная группа, мимо которой я проезжал утром, была снята с такого ракурса, что казалась огромной грозной толпой, собравшейся у стен американского посольства. У москвичей такие репортажи не вызывают ничего, кроме раздражения, и живущие здесь иностранцы часто это обсуждают. К сожалению, западные средства массовой информации почти всегда изображают Россию в преувеличенно негативном свете.
8. В другом подмосковном городе мы тоже присмотрели очень интересный участок. Расположение было просто идеальным! Мы довольно быстро нашли общий язык с мэром Александром, который был заинтересован и открыт к сотрудничеству. Он ездил со мной в Стокгольм, чтобы лучше понять, что такое ИКЕА, и ему все понравилось. Наши отношения развивались в самом что ни на есть дружеском ключе, мы вместе строили планы возведения торгового центра и магазина ИКЕА в его городе. Разногласий практически не было, и Александр активно содействовал реализации проекта. Когда же пришла пора подписывать соглашение, мэр внезапно пропал. Мы пытались с ним связаться, но неизменно получали в ответ сообщения о том, что Александр в отъезде. Человек, с которым мы до сих пор виделись по несколько раз в день, сейчас как будто сквозь землю провалился.
Косвенным путем мы выяснили причину его внезапного исчезновения. Он продал этот участок другой мебельной компании. Мы хотели получить от него какие-то объяснения, но он не был расположен к общению. Фирма, купившая землю, сразу приступила к строительству. Правда, скоро оно заглохло, и до сих пор, по прошествии нескольких лет, на площадке возвышаются лишь недостроенные скелеты зданий.
9. Магазин решили строить в Химках, на большом участке. Мы поспешно – слишком поспешно – провели церемонию закладки первого камня в основание будущего магазина в конце лета. В ней приняли участие первые лица города и области. Я произнес небольшую речь и даже назвал предполагаемую дату открытия магазина. Я также сказал, что его двери распахнутся для первых покупателей в девять часов утра, и пригласил всех почетных гостей церемонии закладки первого камня на торжественный завтрак в семь утра. Это вызвало живое обсуждение среди российских участников церемонии. Никогда раньше им не доводилось слышать, чтобы в момент закладки первого камня им называли не только дату, но и время открытия.
10. Никогда не забуду мою первую встречу с послом Швеции в России, Свеном Хирдманом. Этот очень прямолинейный человек встретил меня со словами:
– Так это ты у нас из ИКЕА. Тогда объясни, как же вы можете быть такими идиотами, чтобы начать строительство, не разобравшись сперва, что здесь происходит?
Что тут скажешь? Единственное, что я смог ответить:
– Если бы мы точно знали, что здесь происходит, нас, пожалуй, здесь бы не было. Было бы жаль, не правда ли?
11. Поскольку Швеция не входит в НАТО, я несколько раз имел возможность оценить, как это влияет на отношение к шведам. Однажды, когда мы с семьей ехали на машине по Москве, нас остановил гаишник. То, что машина принадлежит иностранцам, было видно издалека по специальным желтым номерам. Обычно ГАИ ведет себя в таких случаях очень вежливо, но только не в этот раз. Гаишник засунул голову в машину, что-то кричал и размахивал автоматом. Мы до смерти перепугались и ничего не понимали. Его голова была примерно в пяти сантиметрах от моей. Он продолжал кричать и несколько раз повторил слово НАТО. Тут уж мы закричали в ответ, что никакого отношения к НАТО не имеем. Когда он понял это, его озлобленное выражение лица сменилось широкой улыбкой. Он попросил прощения, убрал голову из нашей машины и показал, что можно проезжать.
12. Строительство магазина велось так же, как в любой другой стране мира. Мы действовали по привычному и хорошо отработанному шаблону. За все контакты с властями отвечали несколько человек в нашей команде. Им предстояло собрать около 300 разрешений, необходимых для открытия и ввода в эксплуатацию магазина ИКЕА.
13. Официально строить путепровод было нельзя, потому что съезд расположен слишком близко к памятнику Второй мировой войны – противотанковым ежам, поставленным в честь остановки наступления немецких войск на Москву. Здесь стоит сказать, что мы спроектировали съезд как можно дальше от памятника, хотя московские архитекторы нам и говорили, что необходимости в этом нет. Чиновники объясняли свою точку зрения исключительно заботой о чувствах горожан – путепровод ИКЕА в такой близости от памятника Великой Отечественной войны мог вызвать общественное недовольство.
Очень быстро очередь автомобилей, съезжающих к ИКЕА, стала такой длинной, что из-за нее возникли проблемы на шоссе. А поскольку оно соединяло Москву с международным аэропортом Шереметьево, многие важные персоны на себе испытали возникшие затруднения.
Областные чиновники, проявлявшие в этом вопросе такую пассивность, активизировались и отказались выдавать любые разрешения, если строительство не будет поручено определенной фирме. По их мнению, это была единственная компания, которой можно было поручить возведение моста над стратегически важной федеральной трассой – ведь по ней ездит президентский кортеж, а стало быть, каждый мост над этой дорогой потенциально может быть использован для покушения на него. Поэтому путепровод могла строить только российская компания, обладающая специальным разрешением. Мы, конечно, не могли не усомниться в обоснованности такой позиции, но съезд был нужен нам как воздух, поэтому мы согласились работать с этой компанией. То, что строительство в результате заняло втрое больше времени, чем необходимо, мы готовы были стерпеть. Сложнее было смириться с тем, что оно обошлось нам где-то на 5 миллионов долларов дороже.
14. Нас ожидал непростой тест на смирение. Часть земельного участка занимали «земли сельхозназначения», чей статус нужно было изменить на «земли производства», а это весьма непросто. Но еще хуже обстояли дела со второй частью участка, за которой был закреплен статус «лесных земель», категорию которых изменить практически невозможно. В этом процессе необходимо задействовать множество различных комитетов и ведомств – всего 39 инстанций. После очередной резолюции нам каждый раз говорили, что осталось получить последнее разрешение. Но вслед за этим выяснялось, что необходимо одобрение еще одного ведомства, а за ним – еще одного. Российское отделение ИКЕА совершило крупное пожертвование на развитие детского спорта в Московской области. После этого рубить деревья, которых не существует на самом деле, и начать строительство нам разрешили.
15. Не секрет, что со сталинских времен вокруг больших российских городов, и особенно вокруг Москвы, остались многочисленные захоронения. Внешне они никак не отмечены – я не видел никаких признаков того, что к этим могилам кто-нибудь приходит. Может быть, это объясняется потрясающей способностью россиян вычеркивать страшные страницы своей истории из памяти и жить дальше. Учитывая, сколько невзгод выпало на долю России в последние 800 лет, можно предположить, что ген выживания глубоко укоренился в русской культуре и передается из поколения в поколение. Я искренне убежден, что, если произойдет какая-то мировая катастрофа, пережить которую смогут не больше ста человек, эта сотня будет в основном состоять из русских.
Вскоре мы получили от властей необычную официальную бумагу. В ней не только указывалось расположение массовых захоронений, но и сообщалось, что они являются наследием преступного периода в истории России. Ничего похожего мне никогда больше не доводилось получать от российских органов власти.
>Слухи, пропаганда и мечты были для многих советских граждан более >реальными, чем сама реальность.
самое интересное что работает это в обе сторону. И в сторону родины слонов и в сторону «мы верхняя вольта с ракетами и ничего не можем/не умеем делать хорошо, а вот за пределами нашей страны- процветание и даже самый бедный человек имеет несколько рабов». А по цифрам- СССР была второй экономикой мира. Нынешняя РФ -шестой (ВВП по ППС). А по уровню жизни где то ходим от 50 до 70 места в списке из 200 стран
Ну и когда икея закрепилась, насколько знаю уже расклад другой был- у нас (в Пермском крае) её ждали. Участки им разные предлагали- придите, откройтесь. Были специальные автобусы которые возили людей в Икею в соседнем ekb
Когда в мозгу изобретателей подобных сравнений появится, что марка четырехколесной телеги, которая перемещает зад из точки А в точку B — с разрешённой ПДД скоростью — не влияет абсолютно ни на что, кроме дешёвых понтов бабуина за рулём этой телеги
тогда и про ВВП по ППС станет понятнее.
И почему японцы в РФ, видя цену на арбузы — впадают в ступор.
Рассуждения о крайней необходимости в авто зонных климатов, кожаных салон и экранов в полпереда и перед пассажирскими сиденьями — людям, живущим в доме без посудомоечной машины, приточной вентиляции с климат-системой, сидящим за обеденным столом на стульях из дсп (без поясничной поддержки, подогрева и ветродуя) — это история карго-культа и про бусы папуасам.
Большинству фанатов «крузаков» в регионах — к стоматологу бы разок вместо ТО съездить — заодно и стоимость медуслуг сравнить.
Говорить такую ерунду как вы про разницу между УАЗом и крузаком может только тот, кто не ездил ни на том ни на другом. Там даже не до климат контроля, а управляемость, уровень шума в салоне, мягкость в салоне, всё другое.
Это как пересесть с газ-53 на газ-24, чтобы было понятнее.
Не говоря уж о безопасности и надёжности. 20-ти летний 100-й крузак по всем параметрам кроет уазик, даже ремонтируют реже.
А больше всего мне смешно, когда кто-то меня пугает ценой электричества. У меня в месяц уходит 150 кВ/ч на семью, даже если цена будет выше в 10 раз, на мой бюджет это не повлияет никак. По воде так же, а отопления европейцам тупо меньше надо, чем нам. Где я живу снег лежит полгода в году и морозы под -40 могут месяцами стоять.
А всякие стоматологии включены в страховку, это Вам надо платить из своего кармана, хотя Вы платите ОМС 5% от зп, а вот немцу не надо.
Посмотрите интервью Тинькова Дудю, если не видели. Он там рассказывает, что рядом с ним в тех же условиях и с тем же курсом лечения от онкологии лечился простой садовник.
А у нас для взрослого человека, если он не Тиньков, этот диагноз просто приговор.
Вот вам и весь сказ про ппс на пломбу в зубе.
Речь обо мне или ВВП по ППС? Если вхожу в 5-7% наиболее обеспеченных граждан страны — то нужно по личному примеру считать жизнь медианного гражданина с доходом 28к в месяц?
В областном центре — данный гражданин может снимать однокомнатную квартиру со всеми удобствами: электричество, центральное отопление (на 6-8 месяцев до температуры всех помещений +23-25 градусов), хол и гор воду, канализация, вывоз мусора.
Также этот гражданин может позволить питание полноценными базовыми натуральными продуктами: хлеб, молоко (не ультрапастеризованное,
а со сроком хранения 5 дней), кефир, свежие овощи — картофель, лук, морковь, капуста и недорогое мясо птицы — например куриные ноги, яйца,
макаронные изделия, крупы — пшено, овес, гречка, подсолнечное масло, соль.
Также останется на проезд ОТ (расскажите сколько он кстати стоит в Европах и Японии) и на базовую небрендовую одежду.
Просьба уточнить, что в центральном городе провинции/земли/графства/штата из вышеперечисленного может себе позволить на валютный эквивалент 28к рублей — гражданин США/ЕС/Японии?
В областном центре — данный гражданин может снимать однокомнатную квартиру со всеми удобствами: электричество, центральное отопление (на 6-8 месяцев до температуры всех помещений +23-25 градусов), хол и гор воду, канализация, вывоз мусора.»
У Вас видать очень смутные представления о жизни в областных центрах. Дай бог в нормальном областном центре снять однушку с бабушкиным ремонтом за 20 тыр. На остальные 8 мне трудно представить как вообще жить, потому что цены на продукты в «областных центрах» не ниже чем в Москве.
Какая для ПДД — нужна управляемость?
У автобуса-гармошки и прицепного тягача управляемость позволяет по дорогам ездить, даже зимой, а у лады гранта/веста — она почему-то недостаточная.
У нас средний водитель по трассам на время в заездах участвует? Ему нужен радиус прохождения поворота на макс скорости или по полосе ехать в пределах 60 кмч за другим участниками движения и поворачивать под стрелку в 1 ряд?
Уровень шума? А базовый гражданин живет в 7 звездочных отелях?
Или у нас у каждого в квартире пробковая изоляция по всем стенам/потолку/полу и тройные стеклопакеты с приточно-вытяжной вентиляционной системы?
Уровень шума в офисном опенспейсе, в заводском цеху, стройке или на складской разгрузке — не беспокоит?
Откуда вообще такие запросы по корыту для городского передвижения?
Уровень шума, когда из него вдруг вылезает водитель — не оглушает вдруг?
Мягкость в салоне? Т.е. сидеть на офисном стуле работодателя за 3к и на таком же дсп стуле дома на кухне — это для гражданина нормально?
Также как и дубовом кресле эконом-класса самолета на отдых?
Но в его персональном корыте — подавай кожаный трон.
Крузер — это вообще нишевая машина для сельского нувориша, по огородам перед доярками «успешность» доказывать.
Не для чего более этот сарай на колесах НЕОБХОДИМЫМ не является.
Естественно, обсуждаются новые авто, двадцатилетний хлам из под 3х хозяев — это извините, вопросы уровня обитателей свалок — что там из выброшенного лучше в «хозяйстве» использовать.
Не для чего более этот сарай на колесах НЕОБХОДИМЫМ не является.»
Не ляпните такое как-нибудь на людях, а то вся спесь может выйти из носа.
Тойоты часто берут люди, которые занимаются лесом, например, и не желают замерзнуть в Уазе посреди тайги.
И они обычно такой юмор не понимают.
«Естественно, обсуждаются новые авто, двадцатилетний хлам из под 3х хозяев — это извините, вопросы уровня обитателей свалок — что там из выброшенного лучше в «хозяйстве» использовать.»
Слабовато. Я, конечно, не высчитываю в какой процент населения по потреблению я вхожу и не выставляю это на показ, но судя по в ему не беднее Вас.
То что один человек может без проблем ездить на одной машине по 20 лет для любителей УАЗов, я так понимаю, это чудо невероятное.
Вам, очевидно, не нужна управляемость, судя по количеству времени убиваемому на сиартлабе. Мне вот нужна, потому что каждые выходные уезжаю из города.
Вообще да, сейчас русским людям и абс и есп не нужны. Смертность, правда, на дорогах как в странах Африки, но новых «базовых» граждан бабы нарожают.
Или у нас у каждого в квартире пробковая изоляция по всем стенам/потолку/полу и тройные стеклопакеты с приточно-вытяжной вентиляционной системы?»
В целом понятно мнение элитного пятипроцентника, что нашему «базовому гражданину» не положено жить хорошо не положено, пусть прозябают на 28 000.
ЗЫ: как человек учивший физику в университетах, могу Вам со всей уверенностью сказать, что всякая пробковая шумоизоляция — это маркетинговая ерунда для людей с уровнем айкью трейдера.
В шумоизоляции от воздушного шума прежде всего важны две вещи: большая масса и/или большая толщина, далее упругость материала. Ни того ни другого у материалов из «пробки» (на самом деле спрессованных отходов) на рынке нет.
Можно 1 параметр привести: стоимость 1км дороги на первые 100 тысяч км пробега
у нового Крузера и нового Уаз Патриот — с учетом стоимости приобретения автомобиля.
Если дома вся мебель на которой сидят — стоит дешевле 200 тысяч за 1 предмет — стул, кресло или табурет; отсутствует зонированная приточно-вытяжная вентиляция,
то покупатель машин с подобными параметрами (где находится самое большое 5% от времени в сутки, в отличии от дома где находится 30% времени жизни) — это просто понты перед соседями в ущерб качеству жизни.
Сравнения уровня — армейские берцы из секонд-хенда после носки 2-мя хозяевами служат дольше чем новые кроссовки с рынка...
В Японии кратно дороже абсолютно все — недвижимость (ипотеку по наследству в России много передают? чтобы клетку в бетоне 2 поколения по 80 лет выплачивала), содержание авто — без парковочного места в собственности — не хотите ли запрет на покупку? продукты, коммуналка итд.
Но нужно выхватить единственный пример специализации на которой Япония догоняла США и на этом хейтить страну.
Почему тогда по стоимости арбуза-то не сравнивать? Почему в Японии они в 200 раз дороже, чем России?
Да нет. Это именно, что машины одного класса: комфортный внедорожник. Я не крузак не с «бобиком» и не с «буханкой» сравниваю.
Да, страдают бедные япончики.
Это ведь из России к ним возят пяти и трех-летние лады гранты и уазики (а заодно и автобусы и прочий коммерческий транспорт), а не наоборот.
Аж пришлось вводить драконовские пошлины, и все равно возят.
Igor B, знаете, в знакомые из Израиля говорят что иногда основательно полечить зубы дешевле в стране исхода. Учитывая стоимость билетов до РФ. Что то входит в страховку. ту же онкологию в Израиле отлично лечат. Но например вызов скорой, если нет угрозы жизни- очень не дешёвое удовольствие (на рубли порядка 16 тыс по нынешнему курсу, ну а по мартовскому -35 тыс). И врач по базовой страховки тоже домой не придёт по вызову (бери такси и езжай в поликлинику с температурой, врач- специалист дорогой, его просто такой гонять не станут).
Фрукты допустим дешевле. Мясо- немного дороже. Молочка- классная, но дороже намного. Услуги (стрижка например) намного дороже. Недвижка дорогущая. Стоимость покупки (ввозные пошлиныы) и содержание авто (в Тель Авиве нет бесплатных парковок, а у нас в каждом дворе многоквартирного дома.)
Потому что скорую и не надо вызывать, если нет угрозы жизни.
Это порочная российская традиция вызывать скорую, когда поднялась температура, или при порезе пальчика.
Зачастую скорая у нас выполняет функцию такси до травмпункта и врачи с подобными индивидами ничего сделать не в состоянии, вынуждены приезжать и отвозить, а вот впаяли бы как в Израиле оплату, сразу бы передумали лишний раз звонить.
А также пить антибиотики на каждый чих.
Где вы увидели хейт страны? Если для вас страна = УАЗ Patriot, то это сугубо ваши проблемы.
Да-да именно на латинице Patriot на нём и написано)
И это далеко не единственная «специализация» Японии.