Российские ювелиры в I квартале 2022 года совершили продажи на 77,2 млрд рублей, что на 7,9% больше аналогичного периода прошлого года, говорится в поступившем Forbes исследовании аналитического центра Sokolov. Но спрос на ювелирную продукцию сокращается — в натуральном выражении рынок упал на 6%.
«Основной рост пришелся на первые два месяца 2022 года: в январе объем рынка в денежном выражении увеличился на 11,3%, в феврале — на 10,7% по сравнению с теми же месяцами 2021 года. В марте же рост рынка замедлился и составил 3%», — говорится в исследовании.
Рост рынка в денежном выражении обусловлен увеличением цен в ювелирной рознице. В феврале ювелиры предупреждали о росте цен на украшения до 30%. Ситуация несколько ухудшилась. По данным Росстата, в марте 2022 года (по сравнению с декабрем 2021 года) ювелирные изделия подорожали на 36,4%.
На увеличение стоимости изделий также повлияли скачки валютных курсов и рост биржевых цен на золото в первой декаде марта, говорится в исследовании. В последнее время цены на золото находятся вблизи исторических максимумов. Эти максимумы впервые были достигнуты в августе 2020 года, когда цены превысили $2000 за унцию. Тогда рост цен был обусловлен пандемией коронавируса.
По мере ослабления эпидемиологических ограничений цена на золото сократилась и опускалась до $1700. Но геополитическая напряженность, связанная с началом «спецоперации»*, вернула ее на уровень $1900 (24 февраля цена унции составила $1931). А в первой декаде марта стоимость выросла до $2033.
В натуральном выражении по сравнению с I кварталом прошлого года рынок золотых украшений сократился на 6%. Это связано со снижением объемов импорта изделий из золота на 66% (по данным аналитического центра Sokolov) и уходом с российского рынка глобальных ювелирных брендов, в том числе luxury сегмента.
15 марта Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против России, среди прочего, он включал запрет на поставку предметов роскоши. В список запрещенных товаров вошли жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные изделия, в том числе из золота и серебра.
«В марте из-за ухода крупных западных брендов трафик в крупных торговых центрах снизился в среднем на 9%, — говорит управляющий партнер Sokolov Артем Соколов. — Вместе с тем вслед за ценами вырос средний чек в среднем на 20-25%. Однако сейчас мы уже видим тренд к снижению цен в рознице на 15-20% — на фоне укрепления рубля крупные сети стремятся нивелировать скачок цен с помощью скидок и промоакций для сохранения спроса».
Перспектив для улучшения ситуации на рынке нет. Посещаемость ювелирных магазинов последние месяцы падает. С 1 марта по 17 апреля и с 18 апреля по 1 мая она снизилась на 16% и 21% год к году соответственно, подсчитали в Focus Technologies. Представители крупнейших ювелирных компаний констатировали падение трафика в указанные периоды на 30%.