Для начала определимся кто есть инвестор и кто спекулянт.
Инвестор — это тот, кто предоставляет бизнесу деньги. Инвестор ориентирован на получение премии от ведения бизнеса.
Спекулянт — этот тот, кто эксплуатирует рыночные неэффективности. Спекулянт ориентирован на получение премии обусловленной расхождением между ценой и внутренней стоимостью актива.
Теперь сравним пользу, приносимую этими категориями участников фондового рынка. Понимая приносимую ими пользу, можно сделать вывод о том, кто они такие и на что могут рассчитывать за свои заслуги.
Почему инвестор становится инвестором? Почему некто дает другому бизнесу деньги в пользование? Потому что этот некто не может вложить деньги в свой бизнес, не может найти для этих денег другого применения кроме как дать их попользовать кому-то другому. Инвестору не хватает ума и фантазии вложить деньги в свой бизнес и поэтому он дает свои деньги другому. Есть ли какая-то польза от инвестора? Какая-то есть, но она минимальная, т.к. сам инвестор нечего не решает, ничего не создает, не прикладывает творческих усилий. Инвестор по сути просто присасывается к чужому бизнесу, паразитирует на нем.
Мне начнут возражать, что инвесторы являются конечными владельцами бизнеса и своими решениями на собраниях акционеров по принципиальным вопросам ведения бизнеса приносят пользу обществу и развивают бизнес. Ребята, кого вы пытаетесь обмануть? Не себя ли случайно? Признайтесь, что купив пару акций компании Х вы просто начинаете ласкать себя иллюзией, что имеете какое-то отношение к развитию компании, к её успеху и принимаемым там решениям. Возможно, вы даже начинаете считать себя бизнесменами. Не льстите себе. Бизнес развивает команда менеджеров, к которой вы не имеете никакого отношения. Принципиальные вопросы ведения бизнеса решаются мажоритарным акционером, к которому вы тоже никак не относитесь. Кто таков инвестор после всего этого? Если не паразит, то нахлебник, который почти бесполезен. По причине своей малой полезности инвестор не может рассчитывать на какую-то высокую доходность от своих инвестиций. Если в долгосроке инвестор теряет меньше, чем съедает инфляция, то такого инвестора уже можно считать успешным. Вы мне возразите и скажете, что мажоритарный акционер всё-таки принимает принципиальные решения и тем самым определяет развитие компании? Всё так, но только в этот момент времени мажоритарный акционер выступает не как инвестор, а как руководство компании.
Теперь поговорим о спекулянтах. Спекулянты пытаются получить премию за счет покупки финансового актива по цене, которая ниже его внутренней стоимости или продажи актива по цене выше его внутренней стоимости. Действия спекулянта приводят к выравниванию цены и внутренней стоимости актива. С этой точки зрения спекулянт, в отличие от инвестора, приносит общественную пользу, которая выражается в эффективном ценообразовании. Однако, каков масштаб этого бизнеса? В учебниках по экономике в качестве примера близкого к идеальному конкурентному рынку приводится рынок зерновых с его множеством независимых мелких фермерских хозяйств. По причине высокой конкуренции между производителями норма прибыли в фермерстве является низкой и фермеры для выживания даже получают дотации от государства. Теперь посмотрим в этом контексте на бизнес финансового спекулянта. Чтобы стать фермером нужно купить ферму, чтобы стать спекулянтом достаточно нескольких тысяч рублей, т.е. войти в спекулятивный бизнес гораздо проще, чем в фермерство. Фермеры сильно конкурируют между собой в пределах территории, которая расположена недалеко от места выращивания зерновых и почти не конкурируют с географически отдаленными производителями, спекулянты же со всех концов света набиваются в один стакан, т.е. конкуренция между спекулянтами гораздо острее. Что мы имеем в итоге, глядя на спекулятивный бизнес? Мы имеем бизнес в среде с нулевым порогом входа и высочайшей конкуренцией. Попробовать может каждый. Это примерно как поставить ларек на улице, но ещё легче. Понятное дело, что в таких условиях не может быть речи о высокой норме прибыли, которая мерещится новичкам, когда они приходят на рынок.
Вы мне возразите насчет сравнения спекулянтов с ларечниками и укажете на инвестиционные фонды с гениальными управляющими, которые призваны обеспечить своим клиентам спекулятивную премию, и которые имеют многомиллиардные обороты. Если вы углубитесь в этот вопрос, то узнаете, что управляющие фондами в своей совокупности не могут обеспечить своим клиентам получение спекулятивной премии и даже у отдельных фондов не получается это делать регулярно. Это значит, что возможность получения спекулятивной премии сильно меньше, чем денег под управлением фондов. Вся индустрия управления деньгами держится на когнитивной иллюзии её клиентов о том, что управляющий сможет побить рынок и нужно найти только правильного управляющего. Другими словами, спекулятивная премия зарабатывается не на миллиарды под управлением фондов, а на гораздо меньшие суммы и зарабатывается она мелкими участниками спекулятивного бизнеса.
Всем даёт деньги ЦБ. ЦБ главный инвестор в стране.
Инвестору не хватает ума и фантазии — по мнению автора
занавес