Газпромбанк Инвестиции
Газпромбанк Инвестиции Блог компании Газпромбанк Инвестиции
07 мая 2022, 12:30

Экспорт ресурсов: поиск альтернатив

Правительство России принимает меры для переориентации экспорта нефти, газа, СПГ и угля на азиатские рынки. Сегодня Россия поставляет нефть в страны АТР по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), пропускная способность которого составляет 80 млн тонн в год, или 1,6 млн баррелей в сутки.

⛽️ ВСТО состоит из магистрального трубопровода, прилегающего к дальневосточному порту Козьмино, где нефть перегружается на танкеры для экспорта через Азиатско-Тихоокеанский регион или через ответвление транспортируется в Китай. Однако этот трубопровод уже работает на полную мощность, поэтому для его расширения необходимо строительство нового.

💡 Другой основной вариант поставок сырой нефти в Китай — через Казахстан по трубопроводу Атасу-Алашанькоу мощностью 400 000 баррелей в сутки. Первоначально Атасу-Алашанькоу был построен для перекачки казахстанской нефти. Поскольку в последние годы эти поставки значительно сократились и в настоящее время составляют всего 20 000 баррелей в сутки, трубопровод был перепрофилирован для транзита сырья Роснефти.

📌 Альтернативным вариантом поставок нефти и нефтепродуктов на восточные рынки для России является железнодорожный транспорт, который два десятилетия назад компания ЮКОС активно использовала для продажи нефти в Китай. По предварительным оценкам, сегодня российские железные дороги обладают всей необходимой инфраструктурой для транспортировки до 30 млн т/год нефти и нефтепродуктов на границу с Китаем.

Использование танкеров является самым оперативным и дешевым вариантом переориентации энергетических поставок за рубеж, поскольку использование уже существующих портов не потребует новых инвестиций. Среди них морской нефтеналивной порт Козьмино и терминалы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на Дальнем Востоке, морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» на шельфе Арктики, нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» на Ямале, Варандей на берегу Баренцева моря, РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-2» в Выборгском заливе, а также глубоководные терминалы Усть-Луги, Приморска и Черного моря.

3 Комментария
  • Тимофей Мартынов
    07 мая 2022, 13:14
    Плохо, когда в одном тексте в одном месте вы используете размерность тонны в год, а в другом — баррели в сутки. Читатель же не может сопоставить в уме эти величины
  • Тимофей Мартынов
    07 мая 2022, 13:18
    Итак, экспорт нефти 2021 составил 215 млн т (у вас этой цифры нет в тексте)
    Из текста я сделал вывод, что:
    80 млн т можем гнать по ВСТО
    30 млн т можем гнать по ЖД

    Открытыми остаются вопросы:
    = сколько нефти купит Китай, который будет боятся санкций
    = сколько нефти купит Индия и каким маршрутом
    = какую роль будет играть НМТП
  • Auximen
    07 мая 2022, 14:12
    = какую роль будет играть НМТП

    Я тоже не понял, где Новороссийск (Шесхарис, Южная Озереевка), а где Азия.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн