Ozon – второй по обороту российский интернет-магазин, ассортимент которого насчитывает 9 миллионов товаров.
Две трети продаж через Ozon приходится на маркетплейс: интернет-магазины платят Ozon комиссию за размещение товаров на сайте и пользуются его службой доставки.
Из истории Ozon:
“Ozon начал работу в качестве интернет-магазина по продаже книг и видеокассет в 1998 году. Однако продолжалось это недолго: к концу 2000-го года ассортимент Ozon значительно расширился – количество ежемесячных заказов выросло до 10 тысяч. В 2004-м году Ozon начал продавать бытовую электронику и видеотехнику, а в 2012-м – одежду. С 2008-го года компания начала финансировать бесплатную доставку заказов в пункты выдачи по всей стране.”
Пандемия пошла Ozon на пользу: продажи компании выросли на 140%. В 2021-м году компания доставила 220 миллионов заказов на общую сумму 445 миллиардов рублей. То есть средний чек заказа составлял 2 тысячи рублей, при этом компания с каждого заказа получила убыток в 175 рублей, так как много тратила на развитие инфраструктуры, IT и маркетинг. И так каждый год…
Почему же Ozon готов терпеть эти убытки? Дело в том, что компания сможет получить серьезное конкурентное преимущество при росте выручки. Расходы на поддержку сайта и рекламу будут делиться на гигантский оборот и незначительно влиять на себестоимость товаров.
Проще объяснить на примере. Допустим, выручка онлайн-магазина N = 100 рублей. Себестоимость продаваемых товаров = 80 рублей (80% от выручки). Поддержка сайта и реклама = 50 рублей. Итого этот магазинчик работает с убытком в 30 рублей. Но время идет, и через несколько лет магазин N наращивает обороты. Его выручка уже не 100, а 500 рублей. Себестоимость продаваемых товаров = 400 рублей (по-прежнему 80% от выручки).
Стоимость поддержки сайта и рекламы остались на уровне 50 рублей. Итого наш лидер заработал 50 рублей прибыли. Вот в чем суть.
У компании есть одно крайне важное конкурентное преимущество: огромная клиентская база в 25 миллионов активных покупателей и выстроенная инфраструктура.
С компанией работают 90 тысяч продавцов, функционируют 8 сортировочных центров и 6500 точек выдачи заказов.
Компания так грамотно размещает свою инфраструктуру, что сегодня 40% населения России – а это 56 миллионов человек – живет в зоне однодневной доставки.
Новым игрокам выйти в такие масштабы с нуля практически невозможно: строительство складов, логистических центров, содержание парка машин – это очень дорого.
Но в условиях жесткой конкуренции в сфере онлайн-ретейла у компании есть и множество рисков. Например, лидер сегмента – Wildberries – уже увеличивает отрыв от Ozon по объемам продаж. А на пятки наступают Яндекс, Сбербанк и Alibaba…
И из этого вытекает и второй риск: ухудшение операционных показателей. На фоне жесткой конкуренции повышение объема продаж и рост клиентской базы становятся ключевыми факторами развития компании. Тут уж не до быстрой прибыли…
Поэтому динамика акций Ozon напрямую зависит от того, насколько быстро будет развиваться онлайн-торговля в России, какую долю этого рынка сможет занять Ozon, и получится ли у компании выйти в прибыль.
Но, возможно, именно сейчас, когда геополитическая ситуация накалена до предела, Ozon наконец решит, что ему стоит сбавить темпы роста в оборотах, поднять цены и уже получить, наконец-то, прибыль!
А еще не следует забывать, что в категориях товаров, которые ушли с российского рынка, рано или поздно появится импортозамещение. И тут Ozon идеально вписывается, предоставляя бизнесу отличную площадку для реализации – свой маркетплейс.
Кроме того, сама компания уже изучает возможность запуска линейки собственных торговых марок в самых проблемных категориях в надежде заместить выпадающий ассортимент массово уходящих зарубежных брендов.
В марте Ozon подал заявку на регистрацию торговых марок Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home.
Производить товары планируется в России.
Следи за новостями рынка инвестиций в телеграм-канале Market Power и смотри еженедельные обзоры самых горячих компаний на нашем YouTube-канале.
но сейчас вообще весь хлам с китая без сертификатов там продавать можно даже реплики брендов…