Экспорт сырой нефти из России, ключевой источник доходов страны, не показывает никаких признаков того, что он начинает сокращаться из-за исчезновения европейских покупателей.
Вагоны с нефтью стоят на подъездных путях РН-Туапсинского нефтеперерабатывающего завода в Туапсе, Россия. Фотограф: Андрей Рудаков/Bloomberg
Поставки за семь дней до 8 апреля продолжили рост, начавшийся на предыдущей неделе, после постоянного падения с момента начала военной операции России в Украине 24 февраля — согласно трекеру Bloomberg News всей нефти, покидающей экспортные терминалы страны на океанских танкерах.
Потоки сырой нефти. Российские морские потоки нефти восстанавливаются после падения в начале спецоперации. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Еженедельные поставки достигли почти 4 миллионов баррелей в день в первую полную неделю апреля, что является самым высоким уровнем в этом году. Это почти на четверть больше, чем на предыдущей неделе.
Российские морские потоки сырой нефти. Потоки за неделю, закончившуюся 8 апреля, по сравнению с неделей, закончившейся 1 апреля. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
То же самое можно сказать и о доходах от экспортных пошлин, которые российское государство получает от зарубежных поставок. За неделю до 8 апреля они подскочили до самого высокого уровня в этом году после падения в каждую из двух предыдущих недель.
Еженедельные поступления экспортной пошлины взлетели до самого высокого уровня в этом году. Источник: расчет Bloomberg с использованием данных Минфина России и данных слежения за судами.
Благодаря сочетанию более высоких объемов экспорта и увеличения пошлины за баррель в апреле Кремль заработал около 230 миллионов долларов на морском экспорте сырой нефти за неделю до 8 апреля, исходя из расчетов суммы, подлежащей уплате за каждый отправленный груз в российских портах на той неделе.
Экспортная пошлина России на нефть, отправленную по морю. Выручка за неделю, закончившуюся 8 апреля, по сравнению с неделей, закончившейся 1 апреля. Источники: расчет Bloomberg с использованием данных Минфина России и отслеживания судов.
Но в то время как общие объемы экспорта не учитывают запреты на импорт и самосанкции, есть одна область, где уже наблюдается явное влияние — расстояния, на которые грузы отправляются, чтобы найти желающих покупателей.
Крупные европейские нефтяные компании, в том числе Shell Plc и TotalEnergies SE, которые обычно каждую неделю прокачивают танкерами российскую нефть через свои нефтеперерабатывающие заводы, заявили, что перестанут покупать из-за порицания российского участия в конфликте на Украине. США прекратили покупать всю российскую нефть, и Великобритания последует их примеру к концу года. Ранние данные предполагают, что это оказывает влияние.
В то же время есть признаки того, что трейдеры начинают работать над тем, чтобы доставить больше сырой нефти в Азию, где покупатели готовы воспользоваться большими скидками на российскую нефть. Растущее число очень больших нефтеперевозчиков, супертанкеров, способных перевозить два миллиона баррелей, загружают российскую нефть с небольших судов в Средиземном море и других местах.
Перед военной операцией Россия была вторым по величине экспортером нефти в мире после Саудовской Аравии, отгружая почти 5 миллионов баррелей сырой нефти каждый день с рыночной стоимостью более 500 миллионов долларов. Часть этой нефти доставляется по трубопроводу непосредственно на нефтеперерабатывающие заводы в Европе и Китае, но около 60% перемещается по морю. В ближайшие месяцы мы планируем систематически отслеживать поток морской нефти из России, еженедельно предоставляя информацию о том, как военный конфликт влияет на эти потоки, и показывая влияние на нефтезависимую экономику России.
Традиционные рынки в Северо-Западной Европе для экспорта российской нефти из Балтийского моря быстро исчезают, поскольку покупатели самосанкционируют нефть из РФ. Половина судов, загрузившихся на прошлой неделе в северо-западных российских портах Приморск и Усть-Луга, либо направляются в Азию, либо не имеют конечных пунктов назначения. Большинство из этой второй группы сигнализируют о таких пунктах назначения, как Гибралтар или Мальта, что позволяет предположить, что они могут либо направляться в Азию через Суэцкий канал, либо осуществлять перевалку с корабля на корабль в Средиземном море.
Средиземное море становится предпочтительным местом для перевалки российской нефти с небольших судов на гигантские межконтинентальные супертанкеры для отправки в Азию. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Экспорт с черноморского терминала в Новороссийске резко вырос на прошлой неделе, достигнув чуть менее 800 000 баррелей в день, что более чем в три раза превышает объем, отгруженный на предыдущей неделе, когда в порту накопилось большое количество судов, ожидающих загрузки.
Потоки в Черном море растут, и большинство грузов по-прежнему остаются местными. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Большая часть грузов из Новороссийска остается в Средиземноморском регионе, который включает черноморские порты Болгарии и Румынии, где выгружены три из семи грузов.
Из 21 груза Urals, отгруженных из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска за неделю до 8 апреля, шесть направляются в Индию, четыре имеют неизвестные пункты назначения, а остальные, судя по сигналам назначения, должны доставить свои грузы в Европу.
Грузы из арктического порта Мурманск по-прежнему находят выходы на северо-западе Европы, и все три груза, отгруженные за неделю до 8 апреля, направляются либо в Роттердам в Нидерландах, либо в Вильгельмсхафен в Германии, согласно сигналам их назначения.
Российские арктические поставки продолжают находить рынки сбыта в Северо-Западной Европе. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Поставки с трех российских тихоокеанских терминалов, в которых преобладает экспорт сырой нефти ВСТО из Кузьмино, почти все в настоящее время направляются в Китай, и лишь изредка грузы отправляются в другие страны.
Акватория Тихого океана: на прошлой неделе почти все суда здесь направлялись в Китай. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Возможно, самое большое первоначальное влияние запретов на импорт и самосанкций в отношении российской нефти можно увидеть в очень дальних и необычных поездках, которые начинают перевозить некоторые грузы.
Грузы перегружаются с судов, которые заходят на российские терминалы, на более крупные суда, чтобы воспользоваться эффектом масштаба при дальних рейсах в Китай и Индию. Супертанкер, известный в промышленности как Very Large Crude Carrier или VLCC, может использоваться для накопления грузов с трех небольших судов, известных как Афрамакс (Aframax), которые перевозят российскую нефть.
Vitol Group, крупнейший в мире независимый нефтетрейдер, заказала супертанкер Searacer для погрузки в датском порту Скау, популярном месте для перевалки российских грузов с одного корабля на другой.
Вместо этого судно с середины марта находится у побережья Марокко, где оно приняло три партии нефти марки Urals, одну из Черного моря, а две другие из Балтийского моря, с более мелких судов. Теперь он направляется обратно в Атлантику, сигнализируя о том, что его следующим портом захода будет залив Салданья в Южной Африке, хотя история его захода предполагает, что конечным пунктом назначения является Китай.
Следующим VLCC, который будет принимать российскую нефть у берегов Сеуты, станет Elandra Denali, прибывшая туда 4 апреля. Первая перевалка грузов началась 9 апреля с судна Aframax Tigani, которое погрузилось в Приморске на Балтике в конце марта.
Точно так же Unipec, торговое подразделение китайского нефтяного гиганта Sinopec, частично заполнило VLCC Nissos Rhenia грузами с двух танкеров Aframax у Роттердама. В настоящее время судно направляется в Нинбо в Китае, куда оно должно прибыть в середине мая.
Дешевая российская нефть, которая продается с рекордными скидками по сравнению с международными эталонами, находит желающих купить ее в Индии.
Впервые за два года танкер типа «Афрамакс» совершает рейс из Балтики в азиатскую страну. Российское судно направляется в Вадинар с грузом нефти сорта Юралс, отгружаемым из Приморска. Еще более длительный рейс совершает танкер Suezmax Matala, следующий из Мурманска вдоль арктического побережья России в Парадип на восточном побережье Индии. Ожидается, что это путешествие продлится более месяца.
Не все так гладко для танкеров, перевозящих российскую нефть. Судно Beijing Spirit пересекло Атлантический океан с грузом сырой нефти Лукойла Варандей, загруженным в Мурманске, и первоначально взяло курс на Филадельфию. На полпути через океан корабль повернул назад, направляясь в Средиземное море, чтобы в конечном итоге разгрузиться на собственном нефтеперерабатывающем заводе ISAB «Лукойла» на итальянском острове Сицилия.
Груз из России сначала направлялся в Филадельфию, затем развернулся и поплыл в сторону Средиземного моря без четкого пункта назначения. Источник: отчет Bloomberg.
profinance.ru
Пока ни того, ни другого не наблюдается.
Около 49% акции Nayara принадлежат Роснефти, а ещё 49% заложены в ВТБ. @banksta