Новости последнего месяца как будто бы заставили нас всех вернуться в прошлое: вежливые люди якобы собираются не очень вежливо прийти к соседям в гости, рубль и фондовый рынок каждый день бешено колбасит туда-сюда – такое впечатление, что я снова проснулся в 2014-м.
А тут еще у Саши Елисеева на канале все стали делиться своими упоротыми историями про банки – ну и я тоже свою вспомнил, которая косвенно связана с этими событиями из прошлого.
Как вы помните, в 2014 году мы все вместе в очередной раз поднялись с колен – да так резко, что у рубля закружилась голова и он испытал «отрицательный рост» с 32 рублей за доллар до почти 70.
Народ понял, что если после подъема с колен Россия попробует еще и, к примеру, подпрыгнуть – то победный рост рубля будет вообще не остановить, и рванул в банки снимать свои сбережения, пока на них еще можно было хоть что-то купить. Многим банкам такой расклад не очень понравился, ведь когда все одновременно пытаются забрать оттуда деньги – люди вполне могут выяснить, что их там на самом деле на всех не хватает, и получится неприятный конфуз (будут бить – возможно, даже ногами).
Поэтому банки в декабре 2014-го соревновались друг с другом в аттракционе невиданной щедрости, наперебой предлагая своим клиентам всё более шоколадные условия – лишь бы люди не снимали деньги, а наоборот, несли их банкирам побольше. Именно тогда я и открыл депозит в «Русском Стандарте» с доходностью 17% на два года.
Если вы думаете, что это с моей стороны был излишне рискованный шаг – то отнюдь. Как и многие другие банки, «Стандарт» тогда позволял открыть пополняемый вклад с минимальной суммой тысяч на десять, которой рисковать было не особо стремно. Когда же пик кризиса миновал, и стало очевидно, что банковской системе уже ничего сильно страшного не угрожает – тогда уже можно было спокойно довносить деньги на вклад и еще несколько лет получать доходность в полтора-два раза выше текущей рыночной ставки. Ну и если оставаться в пределах суммы возмещения АСВ, то поводов для беспокойства тем более нет.
Соответственно, в 2016 году мой чудо-депозит истекал, сильно выгодных альтернативных предложений не было, так что я решил просто переложиться на новый вклад в этом же «Русском Стандарте» где-то под 10% годовых.
В Интернет-банке это сделать у меня отчего-то не получилось – новый вклад упорно не хотел открываться. Когда я позвонил в поддержку банка, милая девушка услужливо объяснила, что для открытия нового вклада мне совершенно необходимо сначала завести специальную депозитную карту, а потом уже с нее пополнять вклад, и будет мне счастье. Я так и сделал – и, о чудо, действительно всё сработало! Вклад открылся, деньги ушли, а я заснул крепким сном прозорливого финансиста.
Но какой-то неясный червячок тревоги продолжал меня грызть, так что на следующее утро я полез в интернет-банк… и выяснил, что ушло с депозитной карты 1 200 000 рублей, а пришло на вклад почему-то только 1 140 000. Шестьдесят тысяч куда-то таинственно налипли в недрах «Русского Стандарта», пока они перетекали по их финансовым трубам с одного моего счета на другой.
Первым делом я позвонил в поддержку банка, чтобы сообщить им, что произошла чудовищная ошибка. Милая девушка на телефоне согласилась, и ушла думать, как исправить ситуацию. Но потом вернулась и сказала, что никакой ошибки нет – с меня «удержали комиссию в соответствии с действующими тарифами банка».
Сдерживая оккультные проклятия, я полез качать 189-страничный талмуд с тарифами и, как ни странно, обнаружил там заветную строку «перечисление средств с депозитной карты клиента на другие его счета в Банке – комиссия 5% от суммы операции». Сказать, что я охренел – это ничего не сказать.
Я понимаю еще, когда банки дерут ну хотя бы какие-то доли процента за перечисления во внешний мир; но чтобы банк откусывал по 5% за перечисление денег между двумя счетами одного клиента внутри себя – это уже какое-то колдунство запредельной наглости. Я уже не говорю о том, что провернуть всю эту мазохистскую схему наказывания самого себя мне посоветовала сама сотрудница банка, не упомянув ни о каких комиссиях.
Во пламени праведного гнева, я пошел разбираться в отделение банка. Там сотрудники на нескольких уровнях сначала рассказывали мне, что такого быть не может и я всё придумываю, а потом с изменившимся лицом рапортовали, что, дескать, и правда произошло самое справедливое в мире взимание комиссии за изменение нескольких ноликов и единичек в базе данных банка.
Но закончилось всё относительно хорошо: с руководителем отделения мы нашли общий язык – она согласилась, что в приличном обществе так не поступают, и предложила вернуть удержанные деньги, если я после этого останусь клиентом банка. Правда, возврат проходил как некая отдельная компенсационная выплата со стороны банка, с которой мне пришлось заплатить НДФЛ 13% – так что почти 8 тысяч рублей я всё-таки потерял, но это всё же не так неприятно, как 60 тысяч.
Из всей этой истории я сделал несколько выводов:
1. Открывать в кризисные для экономики страны моменты как можно больше длинных пополняемых вкладов с фиксированной ставкой и минимальным первоначальным взносом – очень выгодно. У меня их было несколько (про другие, к счастью, никаких весёлых историй рассказать не могу), и в совокупности я заработал на них довольно прилично сверхрыночной доходности.
2. Если ты думаешь «ха-ха, ну этот банк в основном бабушек на кредитные карты разводит, но я то умный и меня так просто не обмануть» – то, вполне вероятно, ты переоцениваешь свою хитрожопость и недооцениваешь нагложопость банка.
3. Никогда нельзя верить сотрудникам банков на слово, нужно перепроверять любую информацию – в половине случаев они сами не понимают, что вообще несут.
* * *
Если заметка показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам и инвестициям. В частности, всё самое важное, что нужно знать про инвестирование, я попробовал ужать в 40 минут в этой лекции «Личные финансы для разумного человека».
К.О'Тяра, если что-то кажется излишне усложненным и запутанным
Именно так.Если я читаю договор и нихера не могу понять, то посылаю этот договор лесом.
Любой договор пишется на случай, когда всё плохо.Когда всё хорошо, о нём и не вспомнят. А вот когда плохо, то вчитываться будешь до запятой. А если этих запятых слишком много...
При чем тут «банк коварно нашел, как мне отомстить»?
Вроде себя позиционируешь серьезным инвестором. А тратишь время что бы писать такие посты состоящие из одной «воды».
человек проявил творчество
иногда книги 100 страничные читаешь, а там не одной мысли
(начал читать книгу «Красная таблетка» Курпатова… через 100 стр. сдал на макулатуру)
С тех пор так всем в своём окружении поступать рекомендую, если банк не из первой десятки.
Кстати, точно не помню, но вроде как с нее можно было переводить на срочный вклад без комиссии. А вот на другие счета — карточные и прочие — с заградительной комиссией. Вероятнее всего потому что по ней лимит на обналичку был чрезвычайно высоким и это создавало риски обналичивания/отмывания.
Вы открывали вклад в интернет банке прямым переводом с этой карты (то есть карта выбиралась как источник при открытии вклада) или был какой-то промежуточный счёт?
Открывал, насколько я помню, напрямую с депозитной карты как с источника.
А главное картинки-как реклама очередного фуфломицина;))
Прикольную стезю выбрал для себя Павел. Ну, лишь бы реализовал свои амбиции, раз по-другому не вышло;)
у меня тоже были с Русским
стандартом замуты
Положил я доллары во вклад под 9% годовых в 2008 году.
Деньги взяли, долго их проверяли, каждую купюру под лупой.
а потом дали мне карту кредитную и еще какую то карто.
Но я не лох карты не взял.
Сходил типо в кассе что то забыл, потом с договором вышел, но главное карты не взял.
Через два года покупал квартиру деньги спокойно отдали с %%.
Но если бы я карты взял, то скорее всего там и была зашита комиссия и все проценты ушли бы на обслуживание карт, даже если бы я ничего с них не снимал.
Поэтому больше в русский стандарт и подобные банки не хожу и вообще стараюсь меньше иметь деньги с банками.
Ибо они созданы для чего?
Сам их старый клиент, давно понял, что с ними надо держать ушки на макушке. Ну и не могу не отметить их договороспособность, отменить ежегодную комиссию за обслуживание по кредитке не составило большого труда.
Пользуюсь только системно-значимыми банками. При малейшей гадости от какого-нибудь банка тут же пишу жалобу в ЦБ. Это работает.
Но это было ещё до 2014 г.