Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Александр Новак поручил профильным министерствам вернуться к обсуждению дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК). В прошлом году Минэнерго отказалось от идеи на фоне жесткого сопротивления бизнеса. Министерства вновь оценят и введение оплаты неиспользуемой электросетевой мощности, несмотря на критику промышленности. Обе инициативы, по мнению аналитиков, вряд ли будут приняты: негативных последствий слишком много, а польза неочевидна.
Правительство не хочет отказываться от идеи дифференциации тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными электросетями). Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго совместно с Минэкономики, ФАС, Минпромторгом, Минстроем и РСПП снова проработать вопрос и оценить влияние механизма на отрасли экономики (документ от 21 декабря 2021 года есть у “Ъ”). Инициатива обсуждалась в правительстве несколько лет, но в прошлом году Минэнерго полностью отказалось от разработки соответствующего законопроекта. «Инициатива пока отложена»,— говорил в интервью “Ъ” министр энергетики Николай Шульгинов (см. “Ъ” от 10 ноября 2021 года).
Дифференциация тарифа ФСК приведет к резкому росту сетевых тарифов для крупной промышленности.
По мнению Минэнерго, цель — справедливо распределить перекрестное субсидирование (доплата бизнеса за сниженные тарифы населения) между всеми потребителями.
Идею критиковали бизнес и ФАС. В Минпромторге подтвердили “Ъ”, что получили поручение Александра Новака, министерство уже направило позицию в Минэнерго. В Минэнерго, ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запросы “Ъ”.
Также Минэнерго по-прежнему планирует ввести для потребителей оплату неиспользуемой электросетевой мощности — из-за сопротивления бизнеса соответствующий проект постановления правительства пока не согласован. «Учитывая ряд изменений, внесенных по итогам обсуждения с крупными потребителями и производителями электроэнергии, проект постановления проходит повторные согласительные процедуры»,— заявили “Ъ” в Минэнерго. В министерстве уточнили, что планируют внести документ в правительство в первом квартале текущего года. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не дали комментариев. В прошлом году Минэнерго уже серьезно смягчило проект. В последней редакции потребителей заставят платить за 15% от общего объема неиспользуемого сетевого резерва по ставке за содержание сетей, хотя раньше речь шла об оплате 60% (см. “Ъ” от 13 июля 2021 года).
В «Россетях» сообщили “Ъ”, что компания не получала новых поручений по проработке вопроса дифференциации тарифа ФСК. Там отметили, что дискуссия по теме оплаты сетевого резерва не прекращалась и «Россети» продолжают прорабатывать ее вместе с профильными ведомствами.
«Обе проблемы сохраняют актуальность, так как отчасти являются причинами недофинансирования мероприятий по обслуживанию и модернизации электросетевого хозяйства в регионах»,— говорят в холдинге.
«Оба проекта несостоятельны, поскольку нацелены исключительно на пополнение выручки сетевой монополии, причем в ущерб экономике и в обход тарифных ограничений. Поэтому за долгие годы обсуждения менялись руководители в сетях, в Минэнерго, в правительстве, но никто так и не смог доказать целесообразность этих инициатив»,— заявил “Ъ” директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев.
Вероятность реализации инициатив и по ФСК, и по сетевому резерву представляется низкой, прежде всего из-за отсутствия однозначных позитивных эффектов для экономики при наличии явных негативных последствий для потребителей и дополнительного роста инфляции в стране, считает Сергей Роженко из КПМГ. Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ полагает, что аргументы российских экспортеров против законопроекта по дифференциации тарифа ФСК существенно усиливаются на фоне угрозы введения в ЕС трансграничного налога на выбросы СО2. У проекта по сетевому резерву в текущей редакции более высокие шансы, считает эксперт, указывая, что возможности крупных потребителей по блокированию инициатив подобного рода нельзя недооценивать.
www.kommersant.ru/doc/5158937