После объявления Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о чрезвычайных мерах по укреплению национальной валюты, турецкая лира смогла полностью отбить свое месячное падение. Разбираемся, что сказал Эрдоган и действительно ли он спас национальную валюту.
С чего все началось:
С 2017 года происходит последовательное ослабление турецкой валюты. Масла в огонь подливает противоречивая политики ЦБ Турции (сильное давление на который оказывал сам Эрдоган).
2 декабря президент отправил в отставку действующего главу Министерства финансов турции Лутфи Элвана, являющегося последним сторонников консервативной политики в кабинете министров и отстаивавшим повышение ключевой ставки ради борьбы с инфляцией.
Политика понижения ключевой ставки при растущей инфляции, привела к тому, что инвесторы потеряли веру в политику ЦБ Турции и его независимость от действующей власти.
20 декабря лира подешевела более чем на 10%, преодолев новую рекордную отметку — 18 лир за 1 доллар после понижения ключевой ставки ЦБ до 14%.
Что «спасло» ситуацию?
Вечером 20 декабря, президент Турции заявил о чрезвычайных мерах по укреплению национальной валюты. В планы входит:
— изменение начисления процентов по банковским депозитам
Теперь, помимо процентной ставки, уровень начисления будет завесить от курса доллара. Если Лира будет слабеть, и держать деньга на депозите турецким гражданам станет не выгодно, правительство будет выплачивать компенсацию.
— Уменьшение налога с выплачиваемых компаниями дивидендов
Теперь, налог на дивиденды будет уменьшен до 10% (Раньше было 15%)
— Уменьшение налога на инвестиции в облигации лиры
Теперь, подоходный налог с турецких облигации, номинированных в Лире, будет уменьшен до 0% (Раньше было 10%)
— Увеличение взносов работников частного сектора на необязательное пенсионное страхование (с 25% до 30%)
Что теперь?
Уже вечером в понедельник падение турецкой лиры сменилось значительным ростом. Сейчас, 1 доллар США равен 13 лир. Помимо этого, президент выразил надежду, что турецкие граждане (на руках которых, по его оценке, находится около $280 млрд) осознанно обменяют свои сбережения на национальную валюту, с целью увеличения спроса на лиру.
В краткосрочной перспективе действия Эрдогана способствовали усилению турецкой валюты,однако историю с лирой нельзя назвать оконченной.
Говорить об окончательном успехе чрезвычайных мер Эрдогана пока рано. Вполне возможно, что укрепление лиры является лишь очередным затишьем перед бурей.
Это должны быть очень-очень сознательные граждане. ;)