В эту субботу конгресс США наконец одобрил так много обсуждавшийся инфраструктурный план Байдена. Проект предполагает инвестиции в размере $1,2 трлн в течение следующих восьми лет для ремонта автомагистралей, дорог и мостов, а также для модернизации городских транзитных систем, сетей пассажирских железных дорог и другой инфраструктуры. Для Байдена и демократической партии утверждение этого законопроекта — хорошие новости в плане поддержки популярности. Мы решили разобраться, кто еще выиграет от запланированных госинвестиций в инфраструктуру.
В сегодняшней статье мы расскажем, что:
Сразу после начала действия стимулирующего пакета Джо Байден и демократическая партия США начали рассматривать вопрос об объеме инфраструктурного финансирования, о котором так долго велись дебаты в период президентской гонки. Изначальный вариант инфраструктурного плана Джо Байдена был представлен в конце марта этого года и предполагал объем до $2 трлн и распределение расходов на следующие 8 лет. Тем не менее, в ходе долгих обсуждений первоначальный размер пакета был урезан до $1,2 трлн и одобрен сенатом только в августе. В соответствии с законодательным процессом США дальнейшая судьба инфраструктурного пакета зависела от решения конгресса. Так как демократическая партия США держит в конгрессе лишь незначительное большинство против республиканской партии, для одобрения плана была необходима практически единогласная поддержка всех представителей демократической партии.
В итоге в эту субботу инфраструктурный план был одобрен по результатам 228 голосов «за» и 206 голосов «против». Несмотря на то, что не все демократы поддержали этот законопроект, инфраструктурный план получил одобрение 13 республиканцев. Утверждение инфраструктурного плана в конгрессе означает, что до полноценного вступления действия нового закона в силу остался только один шаг — формальное подписание президентом США Джо Байденом.
Утвержденная конгрессом версия законопроекта предполагает общий объем инфраструктурного пакета $1,2 трлн (из них новая нагрузка — $550 млрд). По прогнозам Белого Дома, эти инвестиции добавят около 2 миллионов рабочих мест в год в течение предстоящего десятилетия. Основное финансирование придется на:
По данным Белого Дома, 20% или около 173 тыс. миль дорожного полотна и 45 000 мостов находится в трудно эксплуатируемом состоянии, что приводит к ежегодным экономическим потерям до $160 млрд. Финальная версия инфраструктурного пакета предполагает финансирование размером $110 млрд (изначально предложенный размер — $159 млрд), которое будет направлено на модернизацию главных автомобильных артерий страны, а также городских дорог и мостов и повышение безопасности транспортных путей.
В рамках транспортных расходов финальный текст законопроекта выделяет $39 млрд в транспортную инфраструктуру, что более чем в два раза ниже изначально планировавшихся $85 млрд. Эти средства позволят отремонтировать и модернизировать существующую инфраструктуру, сделать станции доступными для всех пользователей, обеспечить транзитное обслуживание новых населенных пунктов и модернизировать железнодорожный и автобусный парки, включая замену тысяч транспортных средств моделями с нулевым уровнем выбросов.
Кроме того, с помощью $66 млрд планируется модернизировать национальную систему железнодорожных путей Amtrak, в особенности ремонтировать Северо-восточный коридор. Финальная сумма финансирования также ниже изначально заложенных Джо Байденом $80 млрд.
Согласно тексту законопроекта $65 млрд (против изначально запланированных $100 млрд) будет инвестировано в расширение инфраструктуры мобильной связи и интернета с целью снижения стоимости связи для домохозяйств и обеспечения максимального покрытия страны сетями недорогой качественной связи.
Инфраструктурный проект предусматривает инвестиции в размере $17 млрд для водных путей и портов и $25 млрд на нужды аэропортов. Предполагается, что инвестиции пойдут на снижение перегруженности и выбросов вблизи портов и аэропортов, а также содействие электрификации и развитию других низкоуглеродных технологий.
Вразрез с изначальными целями Байдена всего $15 млрд будет направлено на электрификацию транспорта в стране. Половина выделенного финансирования пойдет на поставку паромов и автобусов с нулевым или низким уровнем выбросов. Другая половина предусмотренных инвестиций выделена на создание общенациональной сети зарядных устройств для электромобилей.
Таким образом, изначальный размер инфраструктурного плана Байдена был сильно урезан в ходе обсуждений в сенате. Тем не менее, многие представители американского законодательства, в основном из республиканской партии, уверены, что и урезанный план представляет собой огромную нагрузку на бюджет страны.
Согласно тексту инициативы, инфраструктурный пакет расходов будет финансироваться за счет использования $210 млрд неизрасходованной помощи по программе COVID-19 и $53 млрд помощи по страхованию от безработицы (приостановленного в некоторых штатах), а также за счет множества более мелких денежных потоков, таких как продажа нефтяных резервов и аукционы для 5G. Это позволяет представителям демократической партии уверять, что инфраструктурный план окупит себя сам.
Несмотря на это, результаты оценки агентства CBO показывают, что проект увеличит дефицит бюджета США на $350 млрд в течение следующих 10 лет. Ситуация усугубляется тем, что некоторые статьи законопроекта, предполагавшие поддержку финансирования запланированных инвестиций, как, например, повышение корпоративного налога на американские компании, не вошли в финальный текст утвержденного законопроекта.
Мы уже писали, что компании-сталевары могут стать одними из главных бенефициаров инфраструктурного пакета, так как большая часть предусмотренных инвестиций предполагает расходы на закупку материалов для строительства и модернизации необходимой инфраструктуры. Так, основным компонентом модернизации рельсового полотна, наряду с обшивочными компонентами для вагонов и локомотивов, является углеродистая сталь. Кроме того, увеличение потребности в более экологическом виде транспорта ускорит темп роста спроса со стороны автопроизводителей на листовую сталь, из которой состоят кузова автомобилей и других видов транспорта.
Так как проект модернизации инфраструктуры предусматривает также и значительные инвестиции в развитие инфраструктуры связи, еще одним сектором, выигрывающим от утверждения инфраструктурного плана Байдена, станут телекомы, а также компании, обеспечивающие функционирование инфраструктуры мобильной связи.
Кроме того, бенефициарами инфраструктурного проекта, а также социального плана Байдена — следующего проекта, представленного на обсуждение в сенате, — станут компании, развивающие инфраструктуру внутри страны: строительные компании, поставщики стройматериалов, машин и оборудования, т.к. оба проекта предусматривают значительные статьи расходов на модернизацию и расширение инфраструктуры. Инфраструктурный проект нацелен на ремонт и строительство дорог, мостов, железной дороги, обеспечение водо- и электроснабжения, связи и высокоскоростного интернета. Социальный пакет предусматривает ремонт и строительство образовательных учреждений, доступных видов жилья, озеленение территорий, а также улучшение систем кибербезопасности.
Наконец, опосредованными бенефициарами инфраструктурного плана станут сектора экономики, нацеленные на развитие зеленой энергетики: производители ветряной, солнечной, атомной и других видов альтернативной энергии, а также производители необходимого оборудования для систем производства альтернативной энергии (например, производители солнечных батарей, ветряных турбин, станций заправок электромобилей и т.д.). Это связано с тем, что в тексте законопроекта значительное внимание уделяется движению экономики США в сторону уменьшения выбросов в атмосферу.
Таким образом, изначальный план Байдена был сильно урезан в размере. Тем не менее, утвержденный на прошлой неделе в конгрессе законопроект все еще предполагает значительные инвестиции в развитие и модернизацию транспортной и другой инфраструктуры США. Это означает, что стоит ожидать подъема в росте отдельных секторов экономики Америки, которые выиграют от дополнительных инвестиций от государства. Такими секторами станут, в частности, сталевары, строительные компании и компании-поставщики оборудования и специальных машин, а также сектор телекоммуникаций и зеленой энергетики.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым