Планета Мусора. Экскурсия по многомиллиардной отрасли переработки отходов.
Адам Минтер, работающий в Шанхае журналист и сын владельца компании по заготовке вторсырья, проводит познавательную экскурсию по “горячим точкам” мировой индустрии переработки отходов, раскрывая секреты отрасли и анализируя достижения и просчеты работающих в ней компаний.
Внимание автора приковано главным образом к переработке металла, но он также затрагивает вопросы переработки пластмасс и электронных отходов. Касается Минтер и вопросов охраны труда, защиты окружающей среды. К одной из самых острых проблем современности автор подходит не как эколог, а, скорее, как экономист. Мусор для него не просто источник загрязнения окружающей среды, а прежде всего товар – основа огромного рынка. Из-за различий в интересах и моральных ценностях участников этого рынка проблема переработки отходов оказывается гораздо более сложной, чем можно было бы представить.
рекомендую этот экономический взгляд на мировую индустрию отходов экологам, экономистам и всем тем, кто стремится понять, какое влияние оказывает на общество и какие возможности открывает перед бизнесом рост потребления.
Основные идеи
Две стороны переработки отходов
Ежегодно после Рождества американцы выбрасывают огромное количество электрических гирлянд. Дешевая низкосортная медь, в них содержащаяся, мало интересует американских переработчиков отходов. Другое дело – китайские компании. На одном из предприятий в Шицзяо гирлянды перерабатывают, чтобы извлечь из них медь для перепродажи. Отходы переработки – пластиковую изоляцию – сбыть не так легко. Раньше их просто сжигали под открытым небом, загрязняя окружающую среду вредными выбросами. Теперь им все чаще находят применение, например используют для изготовления подошв для шлепанцев. Если не извлекать медь из отходов, то ее придется добывать из земных недр, что обходится дороже. А на окружающую среду негативно воздействуют оба способа.
Оборот мировой индустрии по переработке отходов в настоящий момент достигает сотен миллиардов долларов в год. В ее основе – с одной стороны, огромные объемы потребления, с другой – стремление потребителей не наносить вред окружающей среде. В этой отрасли, которая является одним из локомотивов глобализации, прибыль и устойчивое развитие идут рука об руку – до определенной степени.
Бедность заставлять экономить
Раньше в США подлежащие переработке отходы скупались мелкими торговцами и переработчиками, а сегодня этим занимается несколько крупных корпораций. Они свозят бытовой мусор на свои предприятия, где он сортируется: из него извлекается то, что подлежит переработке и продаже. Компании, такие как OmniSource, используют современное оборудование для отделения изоляции от проволоки, черного металла от цветного, низкосортной меди от высокосортной и легких металлов от тяжелых. Но большая часть мусора все равно оказывается на полигонах для захоронения отходов. Доля переработки в США невелика – по состоянию на 2010 год в стране перерабатывалось лишь 34% бытовых отходов, а ремонтировалось для повторного использования еще меньше.
Переработка кажется благородным делом, инициаторами которого выступают просвещенные, образованные люди. Но образованные люди и потребляют больше, а значит, производят больше отходов. США производят огромное количество отходов (хотя и не так много, как Китай), а доля перерабатываемых в общей массе невелика. В развивающихся странах этот показатель выше – бедность заставляет экономить.
Только крупные компании, расположенные в развитых странах, извлекают из мусора ценные материалы промышленными способами. В Китае, да и во всем остальном мире переработкой отходов занимаются в основном мелкие предприятия. Сортировка на них осуществляется вручную, а работники получают мизерную плату. Именно за счет этого и возможна прибыль.
У торговцев вторсырьем собственный сленг, на котором “мед” означает желтую латунь, а “ячмень” – медь. Они скупают детали от старых водопроводных систем и медную проволоку – то, что можно быстро и выгодно продать. Дилер прикидывает, каково в отходах процентное содержание металла и насколько сложно его извлечь. Затем он проверяет цены на биржах, например на Лондонской бирже металлов. Тот, кто продает ему отходы, получает небольшой процент от рыночной стоимости металла, скажем 20%.
Ручная работа
Современный Китай – крупнейший в мире потребитель металла. Несмотря на то что объем переработки собственных отходов в стране постоянно растет, она вынуждена полагаться на американское и европейское вторсырье.
Еще недавно сжигание пластиковой оплетки электрических проводов и аналогичных отходов с целью упрощения извлечения меди было главным источником загрязнения окружающей среды в таких китайских городах, как Фошань. В этом процессе выделялись чрезвычайно ядовитые вещества. Сегодня КНР принимает меры по борьбе с загрязнением среды и охране здоровья рабочих. Однако некоторые опасные методы извлечения металлов из отходов все равно продолжают использоваться, хотя и не так открыто.
Западные страны не могут обойтись без ручного труда китайских рабочих, сортирующих и обрабатывающих мусор. В то же время если бы Запад не поставлял вторсырье, из которого извлекается, например, необходимая для производства смартфонов медь, то пришлось бы наращивать добычу медной руды. А медные карьеры после окончания разработки становятся серьезным источником загрязнения почвы и воды. Хотя учитывая текущий мировой спрос, добыча медной руды будет продолжаться в любом случае.
Туда товары, обратно отходы.
Переработку отходов делают устойчивым и прибыльным бизнесом экономия на масштабах и внешнеторговый дефицит западных стран в торговле с Китаем. США импортируют из Китая в 10 раз больше, чем экспортируют в эту страну. Прибыв в Америку с китайскими товарами, морские контейнеры отправляются обратно. Намного выгоднее отправлять их в обратный путь не пустыми, а с отходами, и не только содержащими металл, а даже бумажными или картонными. Именно поэтому перевозка отходов обходится дешево – транспортные расходы снижаются за счет стоимости импортируемых товаров.
Доставка груза из США в Китай занимает около шести недель. Так как рыночные цены могут колебаться, торговцы отходами, в особенности такими как медь, используют различные финансовые инструменты, чтобы снизить риск потерь. В глобальном масштабе межконтинентальный обмен грузами не наносит вреда экологии, так как не требует сжигания дополнительного топлива – контейнеровоз все равно отправляется назад.
Индия охотно увеличила бы объемы закупок отходов из США. У нее достаточно дешевой рабочей силы для их переработки – например, в таких городах, как Джамнагар, прозванный “медным городом”. Однако в ценах индийские покупатели не могут конкурировать с китайскими. Индия не экспортирует столько товаров в США, чтобы получать выгоду от дешевого обратного транзита.
Вторая жизнь вещей
Ремонт изделий не пользуется популярностью в США, чего не скажешь о развивающихся странах. Так, например, китайский Тайчжоу стал крупным центром бизнеса по восстановлению товаров для повторного использования. Бóльшая часть бывших в употреблении и подлежащих ремонту изделий (таких как электромоторы) доставляется сюда из Японии, еще одной процветающей страны, не желающей самостоятельно перерабатывать мусор.
Компания из Малайзии Net Peripheral ремонтирует и перепродает бывшие в употреблении импортированные компьютерные мониторы. Это достаточно сложная работа, которая выполняется квалифицированными рабочими. Владельцы компании подумывают о том, чтобы перебазироваться в Индонезию: уровень жизни в Малайзии повышается, растут зарплаты, рабочим нужно больше платить, а потребители все больше интересуются новыми изделиями.
Всегда под завязку
Сегодня стоимость контейнера с металлоломом колеблется от 10 до 100 тысяч долларов, в зависимости от сорта металла. Скупщики, такие как Джонсон Цзэн из штата Миссури, сталкиваются с жестокой конкуренцией. Если Цзэн не может заполнить стандартный 40-футовый контейнер (вмещающий до 20 тонн металла) дорогостоящим медным ломом, то он добавит туда дешевый – от старых счетчиков воды до елочных гирлянд. Такой подход вполне оправдан. Китай, экономика которого становится все более технологичной, потребляет много меди: в 2012 году объемы достигли 43,1% от общего мирового потребления. Это делает экономически выгодным извлечение этого металла даже из старых счетчиков воды. Осуществляя закупку, Цзэн руководствуется ценами, которые получает от своего китайского заказчика – Гомера в Гуанчжоу. Клиенты Гомера – крупнейшие переработчики металлолома. Среди них Qingyuan Jintian, компания, поставляющая материалы для крупных инфраструктурных проектов Китая, таких как новая сеть скоростных железных дорог.
Грязный бизнес
Уезд Вэньань, когда-то плодородный сельскохозяйственный район, со временем превратился в неофициальный центр переработки пластмассовых отходов. Тысячи рабочих подрывали здесь свое здоровье, без каких-либо средств индивидуальной защиты промывая перемолотый пластик в едкой щелочи. Отходы и остатки раствора сбрасывались прямо в пригородные канавы. В Вэньань поступал весь низкокачественный и разносортный пластик, который было слишком дорого перерабатывать, соблюдая требования охраны труда. Местные бизнесмены утверждали, что ведут дела с компаниями из списка Fortune 500. В 2010 году китайские власти полностью запретили переработку пластмасс в уезде, но это привело лишь к тому, что “грязное” пластиковое производство рассредоточилось по всей стране.
Автомобили
Ежегодно американцы отправляют на свалку 14 миллионов автомобилей. Их измельчают в шредерных установках, которые были изобретены в США еще в 1950-х годах. Современные автомашины стали легче. Сталь продолжает оставаться основным материалом для их производства, но везде, где это возможно, используются алюминий и пластмасса. После измельчения сталь с помощью магнитов отделяется от других материалов – стекла, пластика, резины, цветных металлов. Их дальнейшая сортировка – трудная задача даже для таких крупных и хорошо оборудованных предприятий, как Huron Valley Steel. Поэтому значительная их часть отправляется в китайский Фошань, где сортируется вручную (часто на эту тяжелую и кропотливую работу нанимают женщин). Например, добытый сортировкой алюминий затем используется для изготовления блоков цилиндров двигателя и других деталей новых автомобилей.
Измельченная автомобильная сталь – высококачественный и ценный материал. Каждая тонна полученного таким образом металла экономит более тонны железной руды. В Китае такая сталь используется в инфраструктурных проектах, а также в автомобильном производстве. Сегодня в стране значительно возрос спрос на новые автомашины, что позволяет очищать автомобильные свалки США.
Электронные отходы
Часть бывших в употреблении электронных товаров переработчики восстанавливают для продажи. Из тех, что восстановлению не подлежат, извлекают золото, редкоземельные соединения и пригодные для повторного использования детали, в том числе микрочипы. Производители используют эти микрочипы в платах новых устройств, например в поставляемых на американский рынок игрушках.
Однако процесс извлечения ценных материалов из отходов опасен для здоровья. Например, для извлечения золота из измельченных печатных плат применяются ядовитые кислоты, а при плавлении припоя для отделения микрочипов выделяются токсичные пары. Именно извлечение микрочипов – основной бизнес в городе Гуйю, крупнейшем китайском центре переработки электроники. Объем переработки отходов электроники в Китае стремительно растет, и Гуйю процветает. Местные компании наращивают прибыль, а население обеспечено работой. При этом в 2010 году более чем у 80% проживающих в Гуйо детей старше шести лет наблюдались симптомы отравления свинцом. Власти признают, что необходимо привести отрасль в порядок и сделать производственные процессы безопасными для здоровья людей.
Подорванное доверие
В разгар кризиса 2008 года рухнули мировые цены на металлолом и другое вторсырье – один из самых точных финансовых индикаторов. Перерабатывающие компании в Китае отказались выполнять обязательства по контрактам, и в китайских портах скопились огромные объемы импортированных из США отходов. Отношения между американскими продавцами и китайскими покупателями обострились до предела. К 2012 году цены восстановились, и объем экспорта американских отходов составил 39,2 миллиарда долларов. Тем не менее взаимное недоверие, возникшее между сторонами из-за нарушения соглашений, а также новые налоги на импорт, введенные Китаем, мешают восстановлению взаимоотношений.
Игроки международной отрасли переработки отходов не гнушаются нечестной игры. Продавцы нередко недогружают контейнеры или разбавляют ценные виды вторсырья менее ценными. Последнее делается, как правило, для того, чтобы избежать налогов.
Пора снижать потребление
Западные потребители охотно покупают товары, подлежащие повторной переработке. В развитых странах потребление таких товаров стремительно растет. Производители используют эту тенденцию, так составляя свои маркетинговые обращения, чтобы подчеркнуть свою “экологичность”. Некоторые из них стараются проявить заботу об окружающей среде не только на словах. Например, компания Apple стремится использовать более экологичные материалы в производстве своих устройств и делать их более пригодными для ремонта и повторного использования. Экологический аспект должен учитываться еще на стадии проектирования. К сожалению, нет товаров, которые можно было бы переработать на все 100%. Если пластмасса, из которой изготовлен корпус iPhone, подлежит переработке, то экономически оправданных способов извлечения редкоземельных соединений из его сенсорного экрана не существует.
Избавляясь от ненужных вещей, сдавайте их на ближайший пункт переработки. Старую электронику отдавайте или продавайте компаниям, занимающимся ее ремонтом и восстановлением. Станьте разумным и ответственным потребителем: приобретайте бывшие в употреблении и отремонтированные электронные устройства вместо новых, старайтесь потреблять меньше.