Mail group
Обзор деятельности
Компании принадлежат ведущие русскоязычные социальные сети – ВКонтакте и Одноклассники, лидирующий почтовый сервис, один из самых посещаемых порталов в рунете (Mail.ru), мессенджеры ICQ, Tam Tam, Агент Mail.ru и Myteam. Также в состав Mail.ru Group входит международный игровой бренд MY.GAMES, в портфеле которого сотни популярных игр для разных платформ с аудиторией более 540 миллионов пользователей по всему миру. Mail.ru Group владеет сервисом частных объявлений Юла, сервисом MAPS.ME, предоставляющим офлайн-карты и навигацию для мобильных устройств на основе данных OpenStreetMap, долями в сервисах GeekBrains, Skillbox и в школе программирования «Алгоритмика». Mail.ru Group является акционером СП AliExpress Россия вместе с Alibaba Group, МегаФоном и РФПИ, а также совместно со Сбербанком развивает O2O-платформу в сфере еды и транспорта.
В структуре доходов Mail.ru Group наибольшая доля приходится на выручку от интернет-рекламы и онлайн-игр.
Основную часть выручки составляет
38% продажа рекламы,
38% игры,
16% продажа подарков и открыток в соц. сетях в вконтакте и одноклассники,
8% прочие направления.
Почтовые сервисы
Данное направление объединяет Почту Mail.ru, Облако Mail.ru и поисковую систему.
Электронной почтой Mail.ru ежемесячно пользуются около 32,3 млн клиентов, что является наивысшим показателем в российском почтовом сегменте. Mail.ru включает тематические проекты, такие как Новости, Авто, Спорт, Кино, Здоровье, Hi-Tech, Леди и прочие. Помимо этого, на портале работают популярные мессенджеры ICQ и Агент Mail.ru.
Социальные сети
Mail.ru Group принадлежат крупнейшие русскоязычные социальные сети с многомиллионной ежемесячной аудиторией: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».
«ВКонтакте» — самая популярная в России и странах СНГ социальная сеть и мессенджер с ежемесячной аудиторией свыше 73 млн уникальных посетителей, по состоянию на 31 марта 2020 г., из них около 91% приходится на пользователей мобильных устройств. «ВКонтакте» является самой крупной интернет-площадкой для публикации контента, на которой размещены такие продуктовые сервисы, как VK Music, VK Pay, VK Live, VK Apps, VK Messenger, VK Business и пр. Согласно данным исследовательской компании Mediascope, ежемесячный охват соцсети достигает 74% от всей аудитории Рунета.
«Одноклассники» — популярная российская соцсеть с общей аудиторией свыше 71 млн человек. «Одноклассники» являются крупнейшей соцсетью в России по количеству просмотров видеоконтента — свыше 870 млн просмотров в сутки. На базе игровой платформы соцсети ежемесячно играют в игры различных жанров более 17 млн человек. Сервис позволяет также совершать онлайн-покупки, оплачивать ЖКХ, осуществлять денежные переводы и прочее.
Игровое направление
MY.GAMES — игровое подразделение Mail.ru Group, которое объединяет студии по разработке браузерных многопользовательских игр для массового сегмента. С 2014 по 2020 г. было запущено свыше 150 игровых проектов. Количество пользователей, зарегистрированных в играх, составляет около 740 млн человек, из них примерно 25 млн являются активными пользователями.
Благодаря этому направлению Mail.ru Group входит в тройку лидеров по доходам от мобильных приложений в Европе. В 2020 г. большая часть выручки MY.GAMES приходится на зарубежные рынки — 76% по итогам III квартала.
Распределение игр MY.GAMES по платформам в 2019 г.
Игровой портфель подразделения включает такие популярные игры, как Warface, Revelation, ArcheAge, Perfect World и другие.
Электронная коммерция
Направление электронной коммерции объединяет следующие проекты: «Юла», Delivery Club и Pandao.
«Юла» — один из самых популярных в России сервисов бесплатных объявлений, который позволяет продавцу и покупателю находить друг друга благодаря учёту интересов и геолокации. Ежемесячная аудитория сервиса составляет около 27 млн человек.
Фудтех-проект Delivery Club — крупнейший в России сервис поиска и доставки готовой еды, который объединяет более 12 тысяч ресторанов по всей стране. Около 90% всех заказов делается через мобильное приложение.
Pandao — международная торговая площадка, которая специализируется на продаже недорогих китайских товаров.
Помимо этого, компания развивает направление цифровых решений для бизнеса, а также проекты в сфере онлайн-образования, облачных технологий, искусственного интеллекта и другие.
Акционерный капитал
Структура акционерного капитала компании %
27% акций Mail.ru Group принадлежит компании Prosus, которая входит в международный южноафриканский медиахолдинг Naspers (собственник авито и крупного пакета Tensent).
9% владеет китайская корпорация Alibaba, которая специализируется на интернет-коммерции и управляет крупнейшей в мире B2B торговой платформой.
7% принадлежит ещё одной компании родом из Китая — инвестиционному холдингу Tencent.
5% акций находится в распоряжении MFT, или АО «МФ-технологии», — это совместное предприятие «Сбера»«, «Ростеха», «Мегафона» и «USM Holdings».
Ещё 53% акций находятся в свободном обращении.
Mail.ru Group выпускает акции разного класса, которые дают неравномерное распределение прав на управление компаний. Если акции класса «А» дают 25 голосов при голосовании, то акции класса «B» — только один голос. Поэтому фактический конечный контроль над компанией имеет MFT.
Основные показатели
Финансовые показатели (по МСФО)
Динамика активов
Активы имеют растущую динамику достигли рекордных значений. Поскольку компания относится к отрасли высоких технологий, то большая часть её активов относится к нематериальным ценностям.
Капитал и обязательства
Капитал по итогам III квартала 2020 г. достиг рекордных 189,7 млрд руб. благодаря эмиссионному доходу от выпуска новых глобальных депозитарных расписок. Обязательства также достигли рекордных 79,6 млрд руб. на фоне масштабной инвестиционной программы и вложений в перспективные совместные проекты.
«Mail.ru Group объявила о намерении привлечь инвестиции на общую сумму $600 млн. Из них $400 млн будут привлечены путем размещения конвертируемых облигаций, $200 путем размещения по ускоренной подписке глобальных депозитарных расписок (GDR), выпущенных на акции компании.
По результатам оценки новых GDR было продано 7,1 млн расписок (3,2% от общего числа акций) по цене $28. Расписки были проданы ряду институциональных инвесторов, названия которых не разглашаются.»- происходит размытие капитала текущих акционеров.
Капитал за 2019 вырос по сравнению с 2018 годом на 12%.
Выручка, млн руб.
Выручка растёт и по итогам 2019 г. составила рекордные 96,2 млрд руб.
До доп. Эмиссии количество акций оставалось 208.6млн, соответственно выручка на акцию имеет схожий график. В 2020 году состоялся новый выпуск акции, поэтому выручка будет делиться на большее количество акций.
ROE
ROE компании достаточно не стабилен и не очень высокий для ай-ти индустрии. ROE=8,6%
Чистая прибыль и операционная прибыль
Показатели прибыли не стабильны и не имеют устойчивой динамики. В 2018 г. компания получила чистый убыток по результатам своей деятельности. Соответственно нельзя не отметить, что прибыль на одну акцию остается достаточно волатильной и не имеет ярко выраженной положительной динамики. Также стоит учитывать доп эмиссии акций, что означает, что прибыль будет разделена между большим количеством акционеров. До 2020 года не было доп эмиссий, поэтому чистая прибыль на акцию имеет схожий график.
Mail.ru Group не выплачивает дивиденды, а всю прибыль вкладывает в собственное развитие.
Основные риски для миноритарных акционеров
Коэффициенты недооцененности / переоцененности
Вывод: Если проводить сравнение с американским сектором высоких технологий, то акции Mail.ru Group не выглядят переоцененными, но стоит отметить, что капитализация компании с 2010 года в долларах США не увеличилась! При этом, следует учитывать региональные риски. Сопоставимых же аналогов на российском рынке немного. Можно посмотреть на коэффициенты Яндекс, где p/e b p/b выше практически в 2-3 раза, но выше и динамика операционной прибыли и сама прибыль и отсутствует долг и лучше также динамика почти всех показателей.
Коэффициенты финансовой устойчивости
Вывод: В целом, финансовая устойчивость Mail.ru Group не вызывает существенных вопросов благодаря хорошему значению показателя «Долг/EBITDA».
Сравнение с конкурентами
Ключевым и наиболее репрезентативным конкурентом Mail.ru Group на российском рынке является Яндекс. Обе компании формируют значительную часть выручки от рекламы, их бизнесы растут, а отдельные сегменты напрямую конкурируют друг с другом.
В сравнении с Яндексом, Mail.ru Group выглядит дешево, но для этого есть ряд объективных причин. Первое — масштабы бизнеса Mail.ru Group меньше, соответственно, это предполагает дисконт относительно конкурента. Второй момент — более высокая долговая нагрузка. Само по себе значение 0,5х Чистый долг/EBITDA невелико, обе компании не являются закредитованными.
Стоит также обратить внимание на более низкие темпы развития Mail.ru Group. Среднеквартальный рост выручки Яндекса за последние 2 года составлял 36,2%. Аналогичный показатель Mail.ru Group за тот же период — 28,5% (без учета пикового значения III квартала 2019 г.). Наконец, Яндекс в последние годы стабильно получает прибыль против неоднозначных показателей Mail.ru Group.
Таким образом, недооценка по мультипликаторам с Яндексом на текущий момент вполне оправдана. Другое дело, что в будущем, по мере развития сегмента онлайн-игр и электронной коммерции, Ситимобила, Delivery Club и выхода на устойчивую прибыль, Mail.ru Group может начать сокращать отставание от конкурента. С этой точки зрения компания обладает потенциалом роста на долгосрочном горизонте.
Итоговая оценка
На российском рынке не так уж и много потенциально-интересных IT-компаний. Компания остается финансово устойчивой в текущий кризис, развитие инвестиционных направлений не прекращается, а потенциал улучшения монетизации сервисов сохраняется. Mail group включен состав индекса MSCI, что дает бумагам определенную поддержку со стороны индексных фондов. Акции группы фундаментально не являются существенно переоцененными для данного сектора!, торгуясь с некоторым дисконтом не только к зарубежным, но и к российским «аналогам».
Mail.ru Group — интересный растущий бизнес, развивающийся на перспективных рынках онлайн-игр, электронной коммерции, такси, цифровых сервисов и облачных технологий. Компания расширяется, являясь одной из редких для российского рынка историй роста, хотя есть сомнения.
Сравнительная дешевизна по мультипликаторам относительно бенчмарка российского рынка — Яндекса — справедлива. На текущий момент потенциал для значительной положительной переоценки не просматривается.
В долгосрочной перспективе акции Mail.ru Group интересны, так как по мере дальнейшего развития проектов, расширения масштабов деятельности и выхода на стабильную прибыль отношение инвесторов к группе может улучшиться, что должно привести к позитивной переоценке бумаг.
Стоит еще отметить такой момент для потенциального роста компании- основный собственник Naspers через свой Китайский конгломерат Tensent сделал wechat ни просто соц сетью, но и системой платежей, что повысило стоимость и доходы бизнеса, можно ожидать такой же модели во ВК.
Также стоить отметить, что если mail group пойдет по пути АФК Система и будет выводить на ipo свои активы по отдельности, то сможет увеличить капитализацию компании, например можно вывести в будущем на биржу ситимобил, деливери и так далее.
В заключении, на мой взгляд, если смотреть по коэффициентам, то mail group
по мультипликаторам e/p и p/b не является инвестиционно привлекательной;
ROE после очередной доп эмиссии и нестабильной чистой прибыли и операционной прибыли также не является полноценной акцией роста, о чем говорит отсутствие роста капитализации компании за 10 лет в долларах США;
компания не является закредитованной;
Cтоит ли брать такую компанию для своего портфеля при таких коэффициентах, решать вам, но определенный потенциал компания сохраняет, так как есть внутри сервисы, которые могут улучшить свою монетизацию, а также есть мода на инвестиции в IT сектор.