Подумайте немного наперед стоит ли сейчас вкладывать в REIT соответствующей тематики.
JPMorgan Chase $JPM, Salesforce $CRM являются одними из крупнейших фирм, стремящихся освободится от аренды больших площадей офисных помещений, что является очередным признаком того, что удаленная работа снижает спрос на эту составляющую коммерческой недвижимости.
Крупные компании, как правило, подписывают договоры об аренде офисных помещений на десять и более лет, что дает им мало возможностей для сокращения площади занимаемого ими пространства, кроме как пытаться сдавать этажи в субаренду другим арендаторам. В конце 2020 года, по данным CBRE Group Inc., 41,7 млн. кв. м. офисных площадей было доступно для субаренды по всей территории США. Это на 40% больше, чем годом ранее, и является самым высоким показателем с 2003 года.
В условиях каждой рецессии объемы субаренды увеличиваются, так как компании, ведущие борьбу за сокращение расходов, стремятся сократить их, однако фирмы, как правило, увеличивают площадь офисных помещений, когда экономика снова набирает обороты. Но на этот раз многие компании, отказывающиеся брать в аренду недвижимость, добиваются хороших финансовых результатов. Они говорят, что им нужно меньше площадей, потому что они планируют, что большее количество сотрудников будет работать хотя бы неполный рабочий день из дома даже после окончания пандемии.
Это повышает вероятность того, что спрос на офисные помещения в некоторых компаниях может постоянно снижаться, подобно тому, как рост электронной коммерции приводит к снижению спроса и арендных ставок для уличной розничной торговли.
Этот бум субаренды уже вызывает головную боль у арендодателей. По данным фирмы JLL, занимающейся недвижимостью, арендная плата за офисы по более дорогим помещениям, включая концессии, упала примерно на 17% за последний год в Нью-Йорке и Сан-Франциско и на 13% по всей стране.
Приложенный график показывает рост количества площадей доступных для субаренды в процентах от общего количества всех офисных помещений.
Субарендные площади обычно предоставляются с дополнительной 25% скидкой, сказал Дэвид Фолк, президент нью-йоркской компании по оказанию услуг в сфере недвижимости Newmark. А поскольку фирмы могут сдавать помещения в субаренду на короткий срок, растущая доступность субаренды может служить ранним индикатором истинного состояния офисного рынка".
Скорость, с которой доступность субаренды растет, «поражает», — сказал Phil Ryan, директор по исследованиям офисных услуг в США в JLL.
В начале этого года компания JPMorgan начала продажу 213 тыс. кв. метров офисных помещений в нижней части Манхэттена. По данным компании Savills Inc., занимающейся недвижимостью, это самый большой блок площадей, доступных для субаренды на Манхэттене.
PricewaterhouseCoopers и Yelp Inc. также выставили на субаренду площади в Нью-Йорке.
Компания Salesforce сдала в аренду помещения в одном из своих офисных зданий в Сан-Франциско.
$Uber и Wells Fargo $WFC также увеличивают объемы субаренды в этом городе, хотя компании указали, что решение не было связано с политикой удаленной работы.
Технологические компании, до недавнего времени самые агрессивные покупатели офисных помещений в таких городах, как Сан-Франциско и Нью-Йорк, сейчас находятся в авангарде бума субаренды. По словам аналитиков, в некоторых случаях эти компании внедряют удаленную работу быстрее, чем другие отрасли, и в результате более склонны к сокращению рисков, связанных с недвижимостью.
В предыдущие годы технологические компании часто арендовали больше площадей, чем им нужно было, чтобы подготовиться к росту. Эта практика, получившая название «банкинга площадей», оставила некоторым из них слишком много офисных помещений, от которых они сейчас пытаются избавиться.
Когда компания Dropbox $DBX, согласилась взять на себя офисное здание площадью более 200 тыс. кв. м. в Сан-Франциско в 2017 году, это было объявлено как крупнейшая аренда офиса в истории города. Но недавно компания сдала большую часть площади в субаренду двум биотехнологическим компаниям по льготным ценам. Dropbox заявила, что в будущем большинство ее сотрудников будут работать в основном из дома, ссылаясь на опросы, показывающие, что большинство из них предпочитают это, и на исследование, которое показало, что работники более сосредоточены на работе дома.
Компании, которые предоставляют помещения в субаренду, часто не имеют иного выбора, кроме как смиряться с большими убытками. Dropbox заявила во время недавнего финансового отчета, что рассчитывает заработать более $800 млн. от субаренды недвижимости, но также сократит стоимость своих договоров аренды примерно на $400 млн., поскольку доход от субаренды ниже, чем арендная плата, которую она платит.
По словам брокеров, крупные финансовые компании и юридические фирмы, которые являются популярными арендаторами, потому что готовы платить высокую арендную плату, также отказываются от офисных помещений.
Не застрахованы и пригороды. Ряд компаний стремятся избавиться от колл-центров и других вспомогательных офисов.
В пригороде Чикаго поставщик медицинских услуг AMITA Health недавно выставил свою штаб-квартиру в субаренду. Как и Dropbox, компания опросила своих сотрудников и обнаружила, что многие любят работать на дому, сказал главный операционный директор компании Тор Тордарсон. «Желание наших сотрудников работать удаленно и наша способность обеспечивать альтернативную рабочую среду, в свою очередь, требует меньшего количества физических офисных помещений», — сказал он.
🔔 Дисклеймер✅ Подписывайтесь
✅ Открыть брокерский счет и получить месяц торговли без комиссии
✅ Профиль автора в Тинькофф Инвестиции
✅ Донаты
Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению автора, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения. Невзирая на осмотрительность, с которой автор отнесся к составлению этой страницы, автор не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия. Автор не несет никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом автор вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Автор предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.