Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
03 марта 2021, 09:06

Просвещение сегодня: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса. Стивен Пинкер

Просвещение сегодня: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса. Автор: Стивен Пинкер 

 

Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше. Стивен Пинкер.
Электронная книга t.me/kudaidem/1372
Текстовый конспект smart-lab.ru/blog/661246.php

книга «Как работает мозг» t.me/kudaidem/1373
«Чистый лист» t.me/kudaidem/1374
«Субстанция мышления» t.me/kudaidem/1375

Если вы думаете, что мир подходит к концу, подумайте еще раз: люди живут дольше, здоровее, свободнее и счастливее, и, хотя наши проблемы огромны, решения лежат в идеале Просвещения, заключающемся в использовании разума и науки.

 

Неужели мир разваливается?

Неужели идеал прогресса устарел?

В этой элегантной оценке состояния человека в третьем тысячелетии когнитивист и общественный интеллектуал Стивен Пинкер призывает нас отойти от кровавых заголовков и пророчеств о гибели, которые играют на наших психологических предубеждениях.

 

Вместо этого следите за данными: на семидесяти пяти потрясающих графиках Пинкер показывает, что жизнь, здоровье, процветание, безопасность, мир, знания и счастье растут не только на Западе, но и во всем мире. Этот прогресс не является результатом какой-то космической силы. Это дар Просвещения: убежденность в том, что разум и наука могут способствовать процветанию человека.

 

Просвещение, как мы теперь знаем, далеко не наивная надежда, оно сработало. Но более чем когда-либо ему нужна решительная защита.

 

Проект Просвещения идет вразрез с течениями человеческой природы — авторитаризмом, демонизацией, магическим мышлением, — которые демагоги слишком охотно используют.

 

Многие комментаторы, приверженные политической, религиозной или романтической идеологии, ведут бой против нее. Результатом является разъедающий фатализм и готовность разрушить институты и сотрудничества.

 

Обладая интеллектуальной глубиной и литературным чутьем, «Просвещение сегодня»  обосновывает разум, науку и гуманизм: идеалы, которые нужны нам для решения наших проблем и продолжения нашего прогресса.

 

Если взглянуть на заголовки СМИ в XXI веке, покажется, что мир погружается в хаос и иррациональную враждебность. Однако Стивен Пинкер в книге «Просвещение сегодня» показывает, что это иллюзия, симптом исторической амнезии. Если следить за трендами, а не заголовками, окажется, что мы стали жить дольше, здоровее, счастливее. Не только на западе, но и во всем мире. Чтобы справиться с проблемами, не нужно возвращаться в идеальное прошлое. Лучше использовать разум и способность к сочувствию для решения тех трудностей, которые неизбежно возникают сегодня. У нас нет иного мира, поэтому вопреки хору фаталистов и ретроградов мы должны менять его к лучшему. Автор подкрепляет свои идеи фактами и учит избегать радикализации, которая превращает любой обмен мнениями в бессмысленную битву.

Три причины познакомиться с обзором:

Научиться проверять свою позицию на предвзятость и лояльность группе.

  • Пересмотреть устаревшие представления и понять, почему мы за них держимся .
  • Избавиться от исторического пессимизма и позитивно смотреть в будущее.

 

Стивен Пинкер, апологет Просвещения, на основе статистических данных сравнивает нынешнее положение человечества с тем, что было 200, 100, 50 и даже 20 лет назад. 

 

По всем ключевым параметрам — продолжительности жизни, ее безопасности, уровню здоровья и образования, обеспечению базовых нужд, равенству прав и удовлетворения потребностей из верхней части пирамиды Маслоу — лучше всего жить именно сейчас.

И у нас есть перспективы. Всем этим мы обязаны Просвещению и прогрессу.

 

Принципиально важно понимать прогресс как постоянное движение. Общее благосостояние продолжает расти. 

 

Современный пессимизм по отношению к институтам демократии и возможностям прогресса и ежедневно публикуемые СМИ апокалиптические сценарии чрезвычайно опасны.

 

Из-за таких невежественных страхов на помощь вновь зовут харизматических вождей, перекраивают стиль управления на автократический, усиливая тем самым неравенство и приближая бунты и войны — самосбывающееся пророчество.

 

Нисколько не призывая надеть розовые очки (напротив, требуя от каждого человека здравого подхода), Стивен Пинкер учит помещать наши тревоги в историческую перспективу. Тогда-то и становится ясно, обречены ли мы и так ли беспомощен и безответственен человек.

 

Каждая глава книги — ценное упражнение, помогающее восстановить фундаментальные навыки: проверять факты, собирать достаточное количество информации, анализировать статистику, бороться с собственными предрассудками.

 

Благодаря такому разговору мы вновь становимся людьми Просвещения — жадными до знаний, верящими в общие человеческие ценности, сомневающимися в фактах и их истолкованиях и готовыми решать проблемы. А конец света подождет. 

1. Просвещение и прогресс.

В узком смысле Просвещение — эпоха, наступившая в конце 18 века. 

 

В основе Просвещения — вера в человеческий разум, универсальную природу человека и, следовательно, в ответственность людей и совместные усилия на общее благо. 

Делая ставку на разум, родоначальники Просвещения не утверждали, будто люди исключительно рациональны.

Их можно назвать также основоположниками психологии и культурной антропологии — их интересовали различия между системами убеждений и вер, источники ошибок. 

 

Разум понимается как универсальная природа человека. 

 

Впервые вместо лояльности группе или племени заговорили о гуманизме, принадлежности к человечеству. 

 

Человек — высшая ценность и цель. 

 

Государственные институты и инфраструктура, технологии и наука ценятся лишь постольку, поскольку направлены на благо человека.

 

В конце XVIII века в Англии смертная казнь предусматривалась более чем за 200 преступлений, в середине XIX века таких преступлений осталось только 4. 

 

«В горе от ума» Грибоедова старшее поколение считает владение «душами» нормой и знаком статуса, а молодежь возмущается устарелыми понятиями «времен очаковских и покоренья Крыма».

 

Идея прогресса выдвинута Просвещением: прогресс понимается гуманистически, не только как растущая сумма знаний, богатств и возможностей, но и как расширение круга эмпатии вплоть до идеалов космополитизма: люди могут жить лучше, и не избранные, но каждый. 

 

Правительство — плод общественного договора

 

Коммерция цивилизует людей, вынуждая их интересоваться потребностями других людей, заключать договора. Взаимодействие способствует умножению богатства и вместе с тем миру: торговый партнер нужнее живым, чем мертвым. 

Прогресс не происходит сам собой, это прозаический путь проб и ошибок.

Человеческую природу нужно познавать и развивать, совершенствуя созданные человеком системы управления и институты.

Важно понимать прогресс не как отдельный этап в истории человечества, а как непрерывный процесс — люди продолжают решать новые проблемы, достижения прогресса распространяются на новые страны и группы людей.

 

Основная ошибка «прогрессофобов» — судить прогресс как что-то завершившееся: «Ну и вот к чему это привело?»

Прогресс — непрерывный процесс, меняющий ненасильственно и постепенно также и природу человека и человеческих отношений.

 

2. Жизнь, здоровье, безопасность.

 

Самый очевидный дар прогресса — намного более долгая жизнь, избавленная от страха внезапной смерти. 

 

На сегодня средняя продолжительность жизни в мире — 71 год. В середине 18 века — 29 лет.

3а последние 250 лет смертность в родах сократилась в 300 раз.

 

В XIX веке начался Великий побег от вечного удела человечества — бедности, болезней и ранней смерти. 

 

Некоторые победы над смертью стоят очень недорого, нужны лишь знания: основы акушерства, мытье рук (еще в середине XIX века врачи являлись на роды прямо из прозекторской).

 

За каждым медицинским открытием — миллионы, если не миллиарды спасенных жизней. 

 

Борьба с эпидемиями началась в конце 18 века — первые прививки.

19 век открыл микробы и разработал правила гигиены.

В 20 веке покончено с оспой.

XXI век станет веком генной инженерии, биопротезов, нанолекарств.

 

Значительная доля преждевременных смертей приходилась на несчастные случаи. Прогресс привел к сокращению гибели не только от хищников и змей, но и от огня и воды.

 

За сто лет число смертей от огня и воды в США сократилось вдесятеро.

 

Этому способствовало несколько факторов прогресса:

• Распространение знаний.
• Новые технологии — неогнеопасные материалы, детекторы дыма, запАсные выходы.
• Изменение отношения — нулевая терпимость к утрате человеческих жизней. Обязательные инспекции, вложения государственных и страховых средств.

 

Благодаря СМИ создается впечатление, будто землетрясения и иные бедствия происходят пуще прежнего.

Но, разрушительность стихий сделалась намного меньше благодаря лучшему выбору строительных материалов, своевременному оповещению, спасательным работам.

 

Лучшее доказательство: разница между странами с разным уровнем жизни. Гаити и Доминиканская республика располагаются на одном острове, но циклоны убивают в десять раз больше гаитян.

 

Заметно снизилось число убийств. Этот тренд наблюдается во всей истории человечества, при переходе от первобытного общества к протогосударствам, от раздробленности — к централизации, а далее сыграл свою роль цивилизационный процесс.

 

Смягчение нравов, выработка правильных привычек и самоконтроля, которые в цивилизационном процессе происходили долго и отчасти стихийно, под конец XX века происходят целенаправленно, с учетом рекомендаций бихевиористов. 

 

Один из самых успешных примеров того, как моралистический пессимизм оказывается бессильным, а лечение симптомов решает проблему, — применение «теории разбитых окон» (там, где видны следы мелких правонарушений, легче совершаются новые преступления).

 

Как новая и чрезвычайно серьезная опасность воспринимается терроризм.

Сама природа терроризма заключается в сочетании ограниченного вреда с огромным страхом. 

Но следует помнить о реальных цифрах.

В 2015 году в США погибло в терактах 44 человека, в Западной Европе — 175. Самый крупный теракт 9/11 унес меньше жизней американцев, чем ежегодные ДТП.

 

Статистически терроризм представляет сравнительно малую угрозу для конкретного человека и его близких, как и вероятность стать жертвой бытового насилия.

Жизнь человека стала не только продолжительнее, здоровее и богаче, но и намного безопаснее.

 

3. Опасения прогрессофобов насчет достижений техники и медицины.

Техника — источник новых опасностей. Мы придумали автомобили, поезда, самолеты — но за скорость платим жизнями. 

На самом деле число жертв снижается.

В США ежегодно погибает в авариях около 5000 человек. С 1937 потери сократились втрое (а население выросло в 2,5 раза).

Главные факторы:

• Государство вложило деньги в ограждение шоссе и программы обучения.
• Ответственность водителей — в 1956 году Форд предлагал «пакет безопасности», но покупатели не желали платить. Теперь, например, ремни безопасности — обязательная деталь автомобиля. 


• Через 10 лет распространение самоуправляемых машин сохранит миллионы жизней. 

 

Достижения здравоохранения распространяются на весь мир.

«Дорожная карта глобального здравоохранения» предусматривает к 2035 году сокращение в мире детской, материнской и вызванной инфекциями смертности до нынешнего уровня развитых стран.

 

Одно из самых опасных суеверий: Прививки вредны, лекарства придуманы для обогащения фармацевтических компаний и т. д.

Оно легко опровергается статистикой, но статистика не убеждает: отношение -к прививкам зависит от идеологии.

 

Почти одновременно появились прививки от гепатита и от вируса папилломы.

 

Прививка от гепатита была принята всеми, кроме яростных антипрививочников, но вакцинирование девочек от папилломы правые в развитых странах сочли поощрением половой распущенности, а в развивающихся странах возникли слухи, что под видом вакцинации девочек стерилизуют.  

 

Еще одно опасение: Вместо тех болезней, которые победили, появляются новые, более страшные.

 

Последние десятилетия ознаменовались открытиями новых болезней — вероятно, сказалась и большая мобильность и более точная диагностика, а главным образом — СМИ, ежегодно пугающие нас птичьим, свиным и прочим гриппом. 

 

Самая страшная эпидемия — вирус Эбола — унесла 12 тысяч жизней.

 

Если сравнить с многими миллионами, погибшими от «испанки» после Первой мировой, то станет ясно: 

1) нетерпимость к эпидемиям выросла в тысячи раз;

 2) ученые способны решать новые проблемы — вирус побежден.

 

Следующее суеверие, спасают нежизнеспособных детей и человечество вырождается

 

Большинство детей погибало из-за невежества врачей и случайности.

Понятие «жизнеспособности» также расширяется: множество современных лекарств и операций обеспечивают более высокий уровень здоровья, чем у прежних поколений.

Наши предки, недоедавшие, жившие в негигиеничных условиях и страдавшие хроническими заболеваниями, скорее всего, были менее «жизнеспособными». 

 

4. Зеленая революция и «зеленая» идеология.

Один из страхов, изначально сопутствовавших прогрессу: неконтролируемый рост населения Земли.

В последние десятилетия рождаемость снизилась. Нас всего 7 миллиардов вместо ожидавшихся к началу XXI века десяти.

Самое главное: развивающийся мир научился кормить себя сам.

 

1,3 млрд китайцев имеют 3100 калорий на человека в день (норма высокоактивного юноши), миллиард индийцев — в среднем 2400 калорий в день.

 

Избавление от голода — еще один великий дар прогресса. 

На всем протяжении своей истории люди голодали. 

 

Вторая половина XIX века — голод в европейских странах (Ирландия, Россия), в мирное время уносящий сотни тысяч жизней.

Проблема голода решилась с помощью Зеленой революции (комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран в 1940–1970-х гг., обеспечивший подъем урожая) и Технической революции (сбор урожая, минимальные расходы труда, хранение).

В середине 19 века для получения 1 тонны зерна требовалось 25 человек на полный рабочий день.

Сейчас комбайн справляется с этой работой за 6 минут. 

 

Уже в 1970-е годы движение за защиту окружающей среды вырабатывает квазирелигию «первозданной Земли» и объявляет научные методы «брать больше от планеты» кощунством.

 

До 50% населения Запада считает генную инженерию опасной игрой с природой и уверены, что модифицированный ген повлияет на их организмы.

На самом деле «первозданная Земля» давно осквернена. Многие виды животных исчезли по вине человека, на месте вырубленных лесов и вытесненной флоры поднялись растения, которые тысячелетиями культивируются в сельском хозяйстве.

 

Благодаря генной инженерии и другим «неестественным» средствам площадь культурных посевов удается сократить.

Доля национальных парков, заповедников и других защищенных территорий возросла с 8% от общей площади Земли в 1990 году до 15% в 2014 г.

Традиционный образ жизни приводит к большему загрязнению среды, усилению парникового эффекта.

 

Достаточно сравнить современные методы отопления и тот дым от торфа или угля, которым люди дышали еще в XIX веке: выбросы углекислого газа в атмосферу значительно сокращаются.

 

Второй виновник парникового эффекта — метан, больше половины которого составляют желудочные газы крупного рогатого скота.

 

Подписанный в 2015 году Парижский протокол по климату обязует в том числе и фермеров нормализовать рацион коров.

 

«Бедность — величайший загрязнитель», — сказала Индира Ганди.

Теперь, когда развивающиеся страны обеспечили своим гражданам достаток, они принимают экологические программы. 

Темпы загрязнения существенно снизились.

 

С 1970 года, когда было основано Агентство по защите окружающей среды, Соединенные Штаты на две трети сократили выброс пяти основных поллютантов.

Вырубка Амазонских лесов сократилась на 80%.

Ежегодные разливы нефти сократились со ста в 1973 году до пяти в 2016.

 

Самая чистая энергия — атомная.

Уже создаются стандартизированные АЭС, и на данный момент 10% электричества США получает из списанного Америкой и Россией ядерного оружия.

 

Противоположное заблуждение, будто изменения климата выдумка и не требует никаких мер, не менее опасно. 

 

В декабре 2015 года Парижский протокол подписали 195 стран. Развитые страны обязались вкладывать ежегодно $100 миллиардов в энергетику развивающих стран.

 

5. Богатство и ресурсы: «растущий пирог».

Исторически богатство и ресурсы представлялись как нечто ограниченное, «пирог», в котором каждому достается небольшая доля. 

 

Человек, имевший кусок на завтра, уже считался небедным. Одежда была настолько ценным имуществом, что ее, рискуя заразиться, снимали с умерших от чумы.

 

Одно из открытий Просвещения: богатство не пирог, который делят, оно — плод совместных усилий. 

 

Богатство постоянно растет, и доля каждого становится больше. 

 

Несравнимо улучшилось также качество товаров и услуг.

1) Когда ресурсы истощаются, люди находят способ экономить их, разрабатывать более сложные месторождения, заменять более дешевыми и доступными.

Смена источников энергии от дерева, торфа и угля до нефти, газа и атома.

2) Основной ресурс человечества — не материалы, а идеи. Прогресс идей неисчерпаем. 

3) Цифровые технологии «дематериализуют» потребление.

В Британии ежегодный расход материалов на человека сократился с 15 тонн в 2001 году до 10 тонн в 2013.

4) Существенным источником экономии становится шеринг ресурсов и товаров.

Экономическое (как и экологическое) поведение человечества описывается кривой Кузнеца — перевернутым U.

 

Мир уже прошел через пик деторождения, освоения сельскохозяйственных угодий, вырубки леса, производства бумаги и машин. 

 

Развитый мир прошел через пик потребления материалов и вскоре этот пик пройдет весь мир — по всем основным параметрам темпы расхода материальных ресурсов снижаются.

 

Уровень жизни во всем мире выравнивается — после Великого рывка 19-20 века наступило время Великой конвергенции.

 

В 1800 году, на заре Промышленной революции, средний доход человека на Западе соответствовал нынешнему в беднейших странах Африки.

Почти 95% населения Земли находилось в состоянии крайней нищеты. 

 

Современная бедность соответствует недавнему уровню зажиточности.

 

Стремительный рост общего благосостояния в последние десятилетия обеспечен: 

• продолжающимся развитием науки и технологий;
• развитой инфраструктурой и институтами;
• глобализацией торговли, обмена идеями и знаниями.

Росту общего богатства и ускорению роста развивающихся стран в последние десятилетия способствовали три фактора:

1) Глобализация, обеспеченная развитием транспорта, либерализацией тарифов и устранением прочих барьеров для свободного перемещения и торговли.

2) Индустриализация и урбанизация.

3) Основной вклад в Великое сближение внесли наука и технологии.

 

Сейчас рыбаки на юге Индии с помощью смартфонов прямо в море выясняют, на какой рынок лучше везти рыбу, оптимизируя свои затраты.

 

Рост ВВП очевидно коррелирует с улучшением питания, здоровья, большей продолжительностью жизни.

И, экономический рост коррелирует с укреплением этических ценностей: свободы, прав, мира, толерантности.

 

6. Проблема экономического неравенства.

Проблема экономического неравенства — одна из самых тревожащих.

Это «определяющая проблемой нашего времени».

Папа Франциск видит в нем «корень всех социальных зол».

За семь лет, с 2009 по 2016 год, доля статьей в New York Times, содержащих это слово, увеличилась вдесятеро.

Экономическое неравенство измеряется коэффициентом Джини (от 0 — все имеют поровну — до 1, когда все богатство страны принадлежит одному человеку). 

В настоящее время один из самых низких коэффициентов Джини — в Скандинавии (0,25), а наиболее высокий — в Южной Африке (0,7).

На самом деле экономическое неравенство не является безусловным злом, поскольку следует также уточнить:

1) насколько здоровым является общество с социальной точки зрения;

Некоторые богатые страны с высоким уровнем Джини (Сингапур, Гонконг) здоровее социально (индекс коррупции, уровень социального страхования, затраты на здравоохранение и образование, уверенность в завтрашнем дне), чем более эгалитарные страны посткоммунистической Восточной Европы.

2) как воспринимается ситуация населением и каков вектор ее развития;

Во многих развивающихся странах неравенство — мотивация.

Жители видят, как кто-то выбивается в люди, и надежда тоже преуспеть оказывается сильнее тревоги и зависти.

3) в самом ли деле неравенство между странами растет;

Еще в 1954 году Саймон Кузнец высказал предположение, что Индустриальная революция сначала вызывает расслоение общества и усугубляет неравенство между странами, а затем прогресс распространяется, и происходит конвергенция. 

4) высока ли социальная мобильность внутри страны.

Богатейший процент населения США в 2015 году  владеет 18% национального богатства (в 1980 — 8%), но в этот процент населения хотя бы на год попадает за свою жизнь каждый девятый американец.

 

Капиталистическое общество традиционно обвиняется в жестоком равнодушии к беднякам: критики и не замечают, как выросла доля социальных расходов.

 

С эпохи Возрождения и до начала XX века Запад тратил «на бедных» в среднем 1,5%, а после Эгалитарной революции середины XX века эта доля выросла до 20%. 

Мы привыкли отождествлять экономическое неравенство с высоким уровнем бедности.

Так и было исторически: если ресурс ограничен, то чем больше захватят богачи, тем меньше достанется беднякам. Но теперь пирог растет.

Уровень жизни бедняка выше недавнего уровня среднего класса.

Следует бороться с конкретными проблемами: инвестировать в исследования и инфраструктуру, регулировать финансовый сектор, обеспечить широкий доступ к образованию, добиваться полной прозрачности политики и финансовых реформ.

Мировой коэффициент Джини снижается. Однако в некоторых странах, в том числе в США и России, расслоение увеличивается.

Поскольку мышление привычно работает в понятиях нулевой суммы, многие представители нижнего класса уверены, что олигархи богатеют за их счет.

 

С другой стороны, автоматизация производства и развитие робототехники означает, что многие рабочие профессии канут в прошлое.

 

В ситуации тревожности и социального недоверия широкие слои населения начинают воспринимать прогресс, который еще два поколения назад был спасением и надеждой, как враждебную человеку силу. 

 

Одна из важнейших задач Просвещения сейчас — обсуждать экзистенциальные угрозы и отстаивать способность разума отличать истину от лжи.

 

Снова усиливается противостояние США и России, Китай строит авторитарный капитализм, в ряде стран побеждают популисты, мусульманский мир цепко держится за традиции и даже за теократию. 

 

Самая консервативная культура на данный момент — ближневосточная. Однако ценности молодых людей в этих странах очень близки европейским 60-х годов. 

 

Стремительность происходивших в последние полвека перемен — основная причина нынешней растерянности. 

 

Экзистенциальные угрозы (и просто суеверия) заслоняют от нас достижения прогресса и побуждают к неверным решениям.

 

 

8. Экзистенциальные угрозы и природа человека.

 

Главную угрозу человек видит в человеке.

1) Человечество достаточно умно, чтобы создать оружие массового поражения, но не настолько умно, чтобы предотвратить его использование.

2) Человечество достаточно умно, чтобы изобрести сложные машины и химические соединения, но не настолько умно, чтобы просчитать наносимый Земле ущерб.

3) Человечество путем проб и ошибок выработало лучшую систему управления — открытое общество, разделение властей, институты и инфраструктуры, — но оно никак не может уберечься от сползания в тиранию или хаос.

4) Человечество сумело победить многие болезни, но, конечно же, не понимает, какие непоправимые поломки причинило при этом своему генофонду.

Мрачные пророчества опровергаются в ходе истории.

Холодная война закончилась, великая конвергенция необратима. Даже на пике Холодной войны удалось разрешить Карибский кризис и избежать мировой войны. 

 

Хаос приводит к большему числу жертв, чем тирания.

 

Один из застарелых страхов — ядерный апокалипсис. Мало кто знает, как существенно сократился ядерный потенциал. 

 

Самый большой арсенал был у США в 1987 году, а сейчас — на 85% меньше. Россия сократила запасы ядерного оружия на 89%.

 

Под различными формами экзистенциальных угроз скрывается древний страх — перестать быть собой

«нас вытеснят роботы» — «наш генофонд испорчен» —  «люди перестали общаться и сидят в соцсетях» — «нас кормят искусственной едой».

 

Но в чем природа человека? Вернемся к простым определениям Просвещения: суть человека — разум и уважение к другому.

Чтобы измерить «сохранность человеческой природы», следует спросить себя, как обстоит дело со знанием, общением, доверием к другому и социальной осознанностью.

Несколько раз в истории человечества появлялись новые способы распространения знания.

Сначала это было письмо, потом — печать, ныне — электроника.

Интернет дает каждому, кто умеет читать, неограниченные возможности самообразования и самореализации.

В 1820 году 80% населения Земли было неграмотным; сейчас более 80% умеют читать и писать. 

 

Вместе со знанием приходит уважение к чужим идеям, любознательность, умение договариваться, искать мирные решения и остерегаться харизматических лидеров. 

Природа человека в самом деле меняется.

«Цивилизирующий процесс» сформировал «вторую природу» — манеры, умение считаться с другими, самоконтроль.

Сейчас появляются признаки третьей природы — осознанного отношения ко второй природе и свободы от нее. Раскованность, которую осуждают в молодежи, — признак доверия и внутренней свободы.

Во многих регионах мира женщины до сих одеваются так, чтобы не спровоцировать насилие. Но в мире есть кластеры, и они расширяются, где татуировки — не вызов на поединок, и «нечего было надевать мини-юбку» — не отговорка.

Мы наблюдаем такую перемену и в школах: еще недавно ребенок с крашеными волосами «срывал учебный процесс» — сейчас его принимают таким, каков он есть.

В природе человека кроме разума и доверия к другому заложена тревога. То, что мы живем в век тревожности, само по себе неплохо.

Тревожность — часть свободы, то есть бдительности, осознанности.

Если тревога побудит нас добывать знания, искать союзников, выявлять крупные проблемы и поддерживать ту политику, которая поможет решить эти проблемы, то тревога нам только на пользу.

К сожалению, тревога часто способствует суевериям, поиску высшего авторитета, группового конформизма и приводит к регрессу и деградации.

Заключение.

Дары прогресса — как технические, так и социальные — составляют ткань нашей жизни, и эта жизнь стала за последние сотни и особенно последние десятки лет намного богаче и безопаснее. 

 

Основные движители прогресса и мира — глобализация, демократизация и революция прав — необратимы.

 

В то же время последние десятилетия поражают нас всплеском иррациональности — постмодернизма, постправды, нового увлечения различными «измами» (от марксизма до национализма), казалось, доказавшими свою несостоятельность.

 

Поражают невежество и ожесточение, с которыми огромное большинство людей вступает в дебаты и принимает решения, от которых зависит будущее. 

 

И в спорах, и в разговорах сам с собой человек склонен подводить аргументацию к желанному выводу. 

«Защита идентичности» вынуждает человека цепляться за любую глупость, лишь бы во славу своего «племени» и своего места в нем. 

 

Враг разума в публичной сфере — поляризация и политизация, лояльность своей группе и «племени», доходящая до отказа воспринимать аргументы. 

Все что угодно вызывает ожесточенный спор, потому что ни одна проблема не решается по отдельности, все — часть определенного «пакета».

И все же из двух форм современной поляризации, отвергающей разум, политическая намного опаснее университетской, потому что политическая поляризация способна повредить тот самый механизм, который мог бы вывести из тупика весь мир.

Открытое соревновательное обсуждение, основанное на взаимном уважении — единственный способ и выяснить истину, и принять ее. 

Люди усваивают лишь те концепции, которые продумали до конца, обсудили с другими, применили к решению задач.

Академический спор нужно избавить от политизации и вернуться либо к давней технике раввинов, которые предлагали ученикам поменяться местами, чтобы каждый отстаивал точку зрения другого, либо к суперсовременной стратегии «кооперации противников» — ученые стали применять ее, собирая в команду для работы над сложной проблемой заклятых врагов.

Назовем свою позицию «Просвещение сейчас» — разум, открытость, эмпатия.

И будем продолжать разговор — с неизменным уважением к собеседнику, следя за своими пристрастиями и предрассудками и стараясь избегать любой поляризующей риторики. Красота и сила разума в том, что он всегда сумеет постичь свои заблуждения.

 

Разум, открытость и эмпатия выручали человечество и из более трудных ситуаций, чем нынешняя. 

 

Об авторе.

Стивен Пинкер — ученый, популяризатор науки, специалист в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук. С 1982 по 2003 год преподавал в департаменте Мозга и когнитивных наук в MIT. Защитник «Вычислительной теории разума». Отстаивает идею, что человеческий язык — это биологическая адаптация, сформированная естественным отбором. Член Академии наук США. В 2004 году журналом Time был назван одним из 100 наиболее влиятельных ученых и мыслителей в мире.

 

 

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн