💲Coca-Cola. Мировая пищевая корпорация, известная каждому своим ассортиментом безалкогольных напитков. Компания Coca-Cola включает в себя более 500 брендов в 200 странах мира, среди которых хорошо известные российскому потребителю Sprite, Fanta, BonAqua, Burn, Minute Maid (соки Добрый, Rich, Моя Семья 🧃). Котировки акций на момент написания статьи: $50,70. Текущая капитализация: $218 млрд. Годовой отчет вышел 10го февраля.🧾
🔹История. В 1865 г. во время гражданской войны в США подполковник Джон Пембертон получил ранение, из-за которого все последующие годы его преследовали боли, лекарство от которых он нашел в применении морфия 💊. Будучи фармацевтом по образованию, он стал экспериментировать с винами на основе кокаиновых листьев в надежде избавиться от зависимости от морфия, и нашел новое «лекарство» для себя. В 1885 г. был введен «сухой закон», из-за чего Джону пришлось алкогольную составляющую «лекарства» заменить на сироп из жженого сахара. После, Джон договорился с местной аптекой о продаже первой Кока-Колы. Ее изобретатель умер в 1888 г. в нищите, и вдова продала рецепт «лекарства» за $2300💵 ушлому предпринимателю, который в 1892 г. создал «The Coca-Cola Company», а 1893 г. зарегистрировал товарный знак.
Кстати в том же 1893 г. фармацевт Калеб Брэдхем, пытаясь повторить успех на тот момент уже широко известной Кока-Колы, создал укрепляющий и поднимающий настроение напиток, который через 5 лет стал называться Pepsi-Cola.
В 1923 г. президентом компании Coca-Cola стал Роберт Вудрафф, который де-юре руководил компанией вплоть до 1955 г., а де-факто — до своей смерти в 1985 г., будучи председателем совета директоров. Под его руководством компания стала мировым лидером безалкогольных напитков 🥇, а бренд Coca-Cola стал узнаваем и любим во всем мире.
Интересный факт: Санта Клаус 🎅 имеет свой узнаваемый красно-белый наряд благодаря Кока-Коле, в рекламе которой он появился, дабы придать напитку статус в том числе зимнего (до этого Кока-Кола считался летним напитком).
🔹Дивиденды. Coca-Cola — так называемый дивидендный король 👑, выплачивает дивиденды с ежегодным повышением уже 58 лет. В 2020 г. Coca-Cola выплатила $1,64 на акцию или ~3,3% годовых по текущей котировке. Процент выплат из чистой прибыли (и свободного денежного потока (FCF)) за последние 15 лет практически ежегодно выше 50%, с 2014 г. не опускается ниже 75%, а в 2017 и 2018 годах компания вовсе платила в долг.👎 В своем релизе 10-го февраля руководство обозначило, что нацелено продолжать повышать дивидендные выплаты🔺, но «комфортный» уровень — 75% от FCF (84% в 2020 г.). Средний прирост дивидендных выплат с момента превышения уровня в 75% от FCF составляет 4,5%, но с 2018 г. тенденция — увеличивать на $0,04 в год. 📶 Считаю, что в обозримой перспективе дивиденды будут расти с такой же скоростью — 4 цента в год.
🔹Изменение стоимости акций. В 2009 г. на фондовом рынке США начался восходящий тренд↗️, и Coca-Cola следует ему (см. график 1). Бета равняется 0,62, это значит, что волатильность компании на 38% меньше волатильности рынка в целом. Так, с 2011 г. цена движется в ценовом канале, растущем в среднем на 4% в год, и за 10 лет можно было заработать около 50%. Акции вроде Coca-Cola я называю «акциями с дивидендной поддержкой». Принцип простой: если цена упала до уровня, когда дивдоходность превышает 3,5% — покупай, не позже чем через полгода получишь прибыль.💰 Период просадки в случае неудачной покупки на экстремуме составляет до двух лет. Текущий максимум не перебит уже год, посмотрим, насколько это правило будет поддерживаться в будущем.
Berkshire Hathaway Уоррена Баффета в 1988 г. начала набор позиции по Coca-Cola с комментарием «Мы планируем держать эту позицию долго. Наш любимый период владения — навсегда». Закончил набор позиции по Кока-Коле Баффет в 1994 г., став владельцем почти 8% акций компании. С тех пор он более не покупал и не продавал акций Coca-Cola.❕
🔹Финансовые показатели. С точки зрения выручки лучший год для компании был 2012-й, после чего из года в год показатели выручки и прибыли падают.🔻 Но компания сокращает издержки, повышает рентабельность, и прибыль в 2019 г. практически достигла уровня 2012 г.📈 Распределение выручки и скорректированной прибыли от сегментов компании за 2020 и 2019 г. в сравнении с пиковым 2012 г. представлены на диаграммах 1 и 2.📊
В 2018 г. Coca-Cola организовала новый сегмент под названием Global Ventures, который на текущий момент в основном занимается продажей кофе.☕️ В 2020 г. этот сегмент показал убыток в $123 млн.🔻 Сама компания старается ориентировать инвесторов на величину свободного денежного потока (оно и понятно, из него выплачиваются дивиденды), который хоть и сокращался на протяжении нескольких лет с 2012 г., но в 2020 г. вырос и составил $8,7 млрд📈, что на 3% больше, чем в 2019 г., и на 10% больше, чем в 2012 г. Наибольшую обеспокоенность вызывает растущий уровень долга при снижении объема собственного капитала.❗️ Так, если отношение Долг/Собственный капитал (D/E) в 2012 г. составляло 98%, то в 2020 г. составляет уже 201% (пиковое значение в 2017 г. — 251%). 2021 г. Coca-Cola представила как год Восстановления (Recovery), ожидая при этом рост выручки на 2,5% и прибыли на 3,5%.❓
🔹Сравнение с конкурентами. Основные конкуренты Coca-Cola, акции которых доступны для торговли на СПБ бирже неквалифицированному инвестору: PepsiCo ($PEP), Keurig Dr Pepper ($KDP). Конкуренцию в разных странах Coca-Cola также составляют Nestle, Danone, Unilever, Britvic, Jacobs. Часто слышу, что у PepsiCo бизнес гораздо лучше, чем у Coca-Cola, за счет наличия сектора закусок (Lay's, Cheetos и др.).🍟 Я считаю, что это всего лишь правильная управленческая мера в условиях жесткой конкуренции на рынке газированных напитков (содовых). Так, абсолютное лидерство в США за Coca-Cola с долей рынка ~44%, в то время как у PepsiCo ~24% (доля рынка у Keurig Dr Pepper ~18%)[данные за 2019 г.].🧾 Схожая картина на рынке во всем мире — Coca-Cola «держит» порядка 40% мировых продаж прохладительных напитков. Сравнительный анализ конкурирующих компаний по мультипликаторам представлен на диаграммах 3 и 4.📊
Я не могу однозначно сказать, что Coca-Cola или PepsiCo более привлекательна для инвестора. У каждой есть свои преимущества и недостатки.
🔹Технический анализ. Coca-Cola в 2019 г. вышла из долгосрочного восходящего канала, ускорив рост.↗️ После чего встретила серьезное сопротивление на $60,00, которое заставило котировки опуститься до уровня 2014 — 2015 гг.⬇️ В 2020 г. котировки образовали среднесрочный восходящий канал, в рамках которого продолжают двигаться. На $55,00 находится сильное сопротивление (которое, на удивление, четко совпадает с уровнем 78,6 Фибоначчи (я вообще не сторонник Фибо, но иногда очень красиво рисуется)), поддержка образовалась на предполагаемом уровне дивидендной поддержки 2021 г. — 48,00$. (см. график 2) Ближайшее сопротивление на $52,00, еще одну поддержку обозначу на $44,25. На данный момент продавцы мне кажутся сильнее, и вероятность пройти уровень $55,00 в ближайшие месяцы мне видится очень низкой.
🔹Рекомендации. Инвестируя в Coca-Cola, надо придерживаться принципа Уоррена Баффета: эта позиция — навсегда. Coca-Cola ходит очень неспеша, радуя своих инвесторов дивидендами.💸 Каких-то фундаментальных перспектив для того, чтобы акции показали хороший рост, я не вижу. Инвестиции в Coca-Cola — это инвестиции в стабильный рынок прохладительных напитков, которые люди по всему миру употребляют уже больше ста лет, и еще столько же будут употреблять. Поэтому «Пейте Coca-Cola»©️, используя этот актив как альтернативу долгосрочному банковскому вкладу, покупая по мере финансовой возможности или появления просадки.
Больше аналитики и обзоров в моем телеграм-канале.
так что я её внизу подожду
товарищ масон, всегда интересно почитать альтернативное мнение, чтобы должным образом оценивать риски и не быть в розовых очках, что «все зашибись — только рост, только профит!»
Если честно, я практически стороннюю аналитику не читаю ) Я чересчур впечатлительный, и стороннее мнение начинает сильно искажать мое собственное. И когда начинаешь торговать по чужому плану — обязательно останешься в минусе. Ну, по крайней мере я. Когда я строю свой план по своему выстроенному анализу и мнению, я всегда знаю, что я буду делать если цена будет расти, а что буду делать, если цена будет падать.
Так что, смотрите разные мнения, но обязательно вырабатывайте свое и свой план — и торгуйте только по нему. Прям так и хочется под конец добавить «Аминь», но не буду :D
для меня кола — скушная бумага.
нет профита. нет драйва.
возможно. но тогда риск зашкаливать может начать
в принципе если недели 3-4 понаблюдать, то можно увидеть верный вход,
но монитор, мозг и депозит не безграничен
Наметится разворот- можно и брать
Николай Помещенко, о, PM и BTI — отдельная история ) может когда-нибудь по ним выскажу свое длинное мнение, но пока в планах нет ) Но на Колу у меня более оптимистичный взгляд, все же
Николай Помещенко, не знаю, о чем речь, рекламу не смотрю, как и телевизор вовсе :)) и лично не пью ни колу, ни пепси. Хотя может какую-то продукцию из сотни их брендов и употребляю — навскидку не знаю.
Но в любом случае для меня личное отношение к продукции не особо важно при выборе плана по заработку на акциях этой компании
Выручка и прибыль ниже, но свободный денежный поток растет, дивиденды растут, котировки растут, компания проводит политику «гильотины», избавляясь от маловостребованных брендов. Я в принципе написал, что особых драйверов стремительного роста нет, но и для стремительного падения тоже негатива нет. Эдакий банковский вклад с квартальной выплатой процентов.
Но каждый видит то, что ему ближе :)