С 2021 года нам всем снова придется столкнуться с рынком, который боится санкций, как это было в 2018 и 2016 годах, например. Самое время очертить этот размытый термин более четко.
Дизайн санкций
С приходом администрации Байдена санкции, по словам демократов, должны принять системный характер, то есть формат очень медленного катка. В отличие от Трампа, который, встав не с той ноги, мог сделать непонятно что, я бы назвал санкции Байдена «бюрократическими», т.е. выполняемыми по заранее намеченной программе, предсказуемыми, но от этого не менее вредными.
Я пришел к этой точке зрения, сопоставляя действия демократов с тем, что я слушал на сенатских слушаниях и конспектировал ещё в 2018–2019 гг.
В целом, прочитав фрагменты моего конспекта, вы можете убедиться, что сенаторы поддерживают идею мало помалу отрезать Россию от западных инвестиций и технологий, разобщать народ и элиту, обличая коррупцию и этим обосновывая санкции
Именно это сейчас делает Навальный, обличая власть, именно это происходит с Северным Потоком-2 и именно это получится, если США и Европа введут к России санкции за химоружие, примененное к Навальному (тут, в отличие от СП-2, Европа считает Россию виновной). Именно этого я жду, когда дальше будут формализованы меры по ограничению инвестиций в нефтегазовые проекты в РФ и госдолг.
Опять же, вот от Навального списки «enablers» коррупции, а также его фильм «Дворец» — это по сути способ легализовать материалы западных спецслужб / визуализация отчета разведки США о богатстве Путина, запрошенном Сенатом США.
Отсюда я прихожу к выводу, что направления работы США по санкциям — такие:
- Ввести санкции к олигархам, входящим в элиту вокруг президента России / обосновать это через Навального.
- Ограничить инвестиции и технологии в нефти / тем самым уменьшить финансовые ресурсы России для действий на внешнеполитической арене.
Испокон веков все страны конкурируют за землю и ресурсы, рынки сбыта. И поэтому я считаю, что санкции — инструмент в этой борьбе, и их конечная цель — подточить ресурс России, под каким бы соусом это ни происходило. И с Китаем идет такое же противостояние.
- Сделать так, чтобы Европа поддержала США в санкциях по химоружию, качать это дальше, т.к. запрет химоружия юридически закреплен на международном уровне.
Характер и время воздействия
Чтобы двигаться дальше, администрации Байдена необходимо:
- Утвердить системный подход, цели и средства.
- Легализовать через Навального, кто и в чем виноват.
- Наладить отношения с Европой, расшатанные Трампом, о чем неплохо написал Дмитрий Медведев (статья о политическом расколе в США, который создает нестабильность за пределами США).
- Ввести ограничения = санкции на некоторых олигархов, участников энергопроектов в РФ, организации в Крыму, возможно ограничить инвестиции в новые ОФЗ РФ (давая возможность распродать старые), ограничения на привлечение денег в долг бизнесом.
Логично, что только подготовка дизайна займет пару-тройку месяцев и не все выстрелит сразу. Воздействие рассчитано на годы, но отдельные акции могут пострадать.
Интересная роль в этом у Китая — думаю, эта страна их не поддержит и останется источником инвестиций в РФ, хотя это будет прагматичным сотрудничеством. Китай уже поддерживает Иран.
Активы, подверженные опасности, и насколько это вообще серьезно
Исходя из дизайна, который я считаю возможным, я считаю вероятными жертвами следующие инструменты:
- У Газпромнефти и Роснефти, Новатэка, Газпрома могут уйти партнеры из проектов развития новых месторождений — европейцы и индусы. (Экспертно) на мой взгляд, это грозит этим компаниям потерей 5–20% капитализации.
- Могут стать токсичными активы Усманова = MAIL.RU, т.к. он уже в списке Навального. Это означает вплоть до выхода западных инвесторов, как это было с РУСАЛ, пока Дерипаска не снизил долю в компании ниже контроля.
- У Абрамовича есть вложения в Евраз и Норникель, но в Норникеле доля около 3–4% через офшор Crispian, так что Абрамович не контролирующий акционер, и санкции к персоне навряд ли перекинутся на компанию (ГМК Норникель).
- Снижение инвестиций в РФ = снижение спроса на рубль, и, как следствие, даже на сильной нефти рубль не по 65–68Р, как рисуют некоторые банки, а 72–76Р (и выгода экспортерам!) во 2П 2021.
- Со временем Россия может принять зеркальные меры и ограничить размер вложений россиян в США — ЦБ уже, скорее всего, беспокоит то, что деньги частных инвесторов утекают в акции Amazon, формируя доп. спрос на USD.
Выводы для практического инвестирования
Рынок сейчас очень быстрый, и вполне вероятно, что пока санкционная пушка будет заряжена, нефть к апрелю будет $60+, а акции в РФ дадут +20% и, продав все, можно упустить приличные деньги на портфеле.
В этой связи я увидел для себя несколько стратегий реагирования и управления риском:
- Вместо нефтегазовых акций я купил просто фьючерсов на нефть. Они не под санкциями, а если (ну а вдруг) ограничат наши поставки на мировой рынок, то нефть взлетит.
- Я поставил на акции не только в сырье, но и на дивидендные истории, в том числе МТС, Транснефть, Юнипро. Их рост к дивсезону может составить 10–15%, т.е. 20–30% годовых.
- Сначала сократил вложения, но потом решил восстановить Норникель. Фактор Абрамовича я считаю не таким уж значимым, а игра в рост меди — это важно, и див 10% тоже сильно для такой махины. К тому же опыт РУСАЛа показал, что нельзя вводить санкции на игрока с 10% и более мирового пр-ва какого-то сырья.
- Определил, что буду держать нефтегаз в рамках фундаментального апсайда, но по всем бумагам типа Газпром, Новатэк, Роснефть, Татнефть, ЛУКОЙЛ, Газпромнефть понизил max размер вложений до 5–7% от портфеля со стандартных 10% / вес сектора ограничил 20–25% (хотя без санкций поставил бы на него 40–45%).
Я не знаю, что будет раньше — санкции или акции вырастут, и я их продам с хорошей прибылью. Так что объем позиции — эффективный способ контролировать риск портфеля.
- Проверил, что в случае девальвации рубля у меня не менее 40% от этого выигрывает в выручке.
В общем, политика — это разновидность чистой воды неопределенности на рынке, и нужно уметь с ней работать / ей управлять. Делитесь вашими подходами и соображениями в комментариях.
Удачи на рынках!
С 2014 imoex только растёт на санкциях, не обращая внимания информационный шум и реальную экономику. Мечтами о сдувании фондового пузыря финансисты открыто делятся на высоких форумах. Вывод дивидендов обложили и никто не заметил -30%? Давай до свидания! им говорят — никто не слышит.
Доллар растёт, а перегретый рынок должен упасть, экономических границ никто закрывать не планирует, но серьёзные люди обсуждают отключение России от swift. Действительно, смешные санкции.